Перспективы развития возобновляемой энергетики в России после 2024 года и вопросы поддержки строительства ВИЭ-генерации обсудили участники круглого стола «Возобновляемые источники энергии: состояние российского законодательства и пути совершенствования, в том числе на примере энергообеспечения изолированных территорий», организованного Комитетом Государственной Думы РФ по энергетике.

В работе «круглого стола» принял участие журнал «Вести в электроэнергетике».

Как отметил председатель комитета ГД по энергетике Павел Завальный, сегодня доля ВИЭ в мировом энергобалансе без учёта атомной энергии составляет порядка 12%. К 2040 она вырастет в полтора-два раза. При этом мировой энергобаланс не изменится – больше половины электрической и тепловой энергии будет врабатываться на традиционном углеводородном топливе. Тем не менее, ускорение энергоперехода к безуглеродной энергетике очевидно. Особенно активно развивают ВИЭ-индустрию страны – импортеры энергоресурсов. Нацеленность на использование возобновляемой энергетики и переход к низкоуглеродной экономике дают свои результаты: себестоимость производства ВИЭ снижается, традиционной энергетики – дорожает.

«Сегодня себестоимость производства электроэнергии на ВИЭ практически сравнялась с себестоимостью традиционной энергетики, поэтому страны, импортирующие энергию, стремятся к скорейшему переходу на собственную возобновляемую генерацию. Темпы энергоперехода будут расти и в связи с необходимостью достижения целей Парижского соглашения по климату», –констатировал П. Завальный.

Для России, в избытке обеспеченной традиционными энергоресурсами и имеющей низкоуглеродный ТЭБ (благодаря значительной доле гидро- и атомной энергии), ВИЭ-энергетика интересна с точки зрения развития новых технологий, востребованных на мировом рынке, а также как элемент надёжного и экономичного энергообеспечения энергорайонов, не присоединённых к ЕЭС. В удалённых и изолированных территориях, где остро стоит проблема доставки топлива, где из-за высокой стоимости северного завоза киловатт-час электроэнергии достигает 80–100 руб. Именно там нужно возводить ВИЭ-установки, в том числе в сочетании с дизель-генераторными станциями.

По данным Минэнерго, отечественный потенциал в сфере ВИЭ оценивается в 4 ГВТ, по данным международного агентства по возобновляемым источникам энергии IRENA – в 11 ГВт.

Председатель комитета ГД по энергетике затронул ряд вопросов, которые пока недостаточно обсуждаются на ответственных площадках. В частности, ВИЭ не может развиваться без развития накопителей энергии. Поэтому многие компании занимаются разработкой и производством накопителей. Однако, что потом делать с отработавшими батареями, как их утилизировать – непонятно.

Заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Андрей Максимов рассказал о перспективах развития удалённой ВИЭ-генерации. Аналитическим центром Правительства РФ проведён анализ востребованности ВИЭ на изолированных территориях, выработаны организационные мероприятия, а также предложения в Госдуму по поддержке развития ВИЭ после 2024 года. В Минэнерго предусмотрены мероприятия по мерам поддержки Программы развития ВИЭ до 2035 г., в том числе проведению отборов ВИЭ-проектов для инвесторов, которые заинтересованы в реализации проектов в конкретных точках, предложения по снижению стоимости поставки электроэнергии в изолированных территориях, передаче муниципальных объектов энергетики в концессию энергокомпаниям, совершенствованию работы фондов развития и т.д.

Развитие ВИЭ – дорогое удовольствие, подчеркнул заместитель председателя Ассоциации «Совет рынка», главный редактор журнала «Вести в электроэнергетике» Олег Баркин. В России реализация ВИЭ-проектов производится на условиях ДПМ (конкурсные отборы по всем проектам уже завершены). Действующая Программа – очень капиталоёмкая и дорогая, она обойдётся потребителям в 1,8 трлн руб. (причём 43% денег уходит не на оборудование, не на проекты, а исключительно на обслуживание кредитов). Поэтому так важно принять правильные решения по следующей Программе.

«Базовые принципы новой Программы уже определены. Но мы хотели бы зафиксировать, что основным принципом отбора должна стать стоимость киловатт-часа со всеми включёнными в него затратами. Одноставочный тариф – это ключевой показатель эффективности технологии», – подчеркнул О. Баркин. Он также отметил, что пока возобновляемая энергетика по объективным причинам не стала у нас реально конкурентоспособной, ей требуется поддержка государства. Однако Программа до 2035 г. должна стать завершающей. Гарантии инвесторам надо соблюсти. Тем не менее необходимо сместить акценты в сторону «одноставки» и сделать отборы более эффективными. Потребитель должен получить сигнал, что Программа поддержки ВИЭ ограничена по стоимости и со временем будет сокращаться, а инвестор – большую гибкость с точки зрения выбора технологий и эффективности принимаемых решений, ориентируясь на стоимость киловатт-часа.

Задействование в новой Программе финансовых и налоговых льготных механизмов поддержки снизит нагрузку на оптовый рынок, что является одной из важнейших задач следующего этапа.

Еще один важнейший долгосрочный механизм поддержки – развитие добровольного спроса. Этот инструмент особенно важен для экспортоориентированного бизнеса. Необходимо развивать систему «зелёных» сертификатов, которые можно докупить на рынке.

О проблемах, с которыми приходится сталкиваться при строительстве ВИЭ на изолированных и удалённых территориях, а также о механизмах их решения рассказал заместитель генерального директора ПАО «РусГидро» Роман Бердников. Он подчеркнул: на Дальнем Востоке более 300 населённых пунктов работают в изолированном режиме. Главной проблемой на протяжении многих лет является дороговизна завозимого на электростанции топлива. «На закупку дизтоплива только для Республики Саха мы тратим 5 млрд рублей в год. Поэтому для нас важна минимизация стоимости энергоресурса», – сказал Р. Бердников. В рамках реализации Программы развития Дальнего Востока, «РусГидро» реализует на Дальнем Востоке ряд ВИЭ-проектов. С 2012 года завершены 22 проекта по солнечной генерации, пять – по ветровой. Проведена модернизация 13 дизельных электростанций в Якутии, причём они скомбинированы с ВИЭ-установками. Гибридные проекты тяжелее для инвесторов, но они позволяют минимизировать стоимость закупаемого топлива. Для Якутии с её 100-тысячным населением и наличием мелкой дизельной генерации это крайне важно.

Энергетика Якутии базируется на электростанциях малой мощности. Поэтому доля ВИЭ в энергобалансе республики может составлять от 47 до 61%. «РусГидро» использует различные механизмы для реализации ВИЭ-проектов. Так, в шести посёлках «РусГидро» объявило о работе на основе энергосервисных контрактов. Но, как пояснил Р. Бердников, в текущих условиях по энергосервисной деятельности можно сделать только 70 посёлков из 143. «Остальные проекты мы просто не в состоянии выполнить без дополнительной помощи», – пояснил он.

Реализация энергосервисных контрактов позволяет экономить на закупке топлива до 30%. При этом нельзя забывать, что в отдельно взятом посёлке экономия на топливе составляет 1–2 млн руб. в год, а инвестиции в проекты – на порядок выше (окупаемость проекта составляет в среднем 10 лет). Плюс постоянно довлеет вопрос нестабильности электропотребления: почти нигде нет уверенности, что потребление не упадёт.

Ещё одна проблема – софинансирование. Дело в том, что помимо энергооборудования часто требуется модернизация зданий и сооружений, где оно устанавливается. А это делает проекты в принципе не окупаемыми, и инвесторы за них не возьмутся. Нужны дополнительные льготы тем инвесторам, которые приходят на изолированные территории.

Также нужно упорядочить работу Фондов поддержки, которые создавались для упрощения процедуры выдачи средств под проекты, а на самом деле получить у них деньги сложнее и дороже, чем в банке.

Своими мыслями и предложениями поделились глава Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев, ведущий менеджер АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Максим Губанов, представители крупнейших энергетических компаний, субъектов Федерации, развивающих возобновляемую энергетику, депутаты Государственной Думы.

Директор по работе на рынке электроэнергии ООО «Газпром энергохолдинг» Михаил Булыгин заострил внимание на проблемах размещения энергообъектов ВИЭ. В некоторых регионах наблюдается парадоксальный рост ВИЭ. В качестве примера привёл Кольскую энергосистему. Это избыточная энергосистема с западным сечением. Здесь есть АЭС, большое количество небольших гидроэлектростанций, компания Энел строит ветропарк, плюс планируется строительство ещё одного ветропарка. К сожалению, Программа поддержки ВИЭ не ограничивает избыточного строительства ВИЭ-объектов в регионах. А ситуация складывается такая, что строительство ещё одного ветропарка в Мурманской области приведёт к тому, что цена на электроэнергию упадёт до нуля, поскольку из-за «запертого сечения» электроэнергия, которая производится в Мурманской области, не может быть выдана в общую систему страны.

Надо срочно менять ситуацию. В частности, в текущей программе следует указать, чтобы сетевая компания своевременно строила линии и потребовать перенести оттуда ветропарк.

Во второй Программе поддержки ВИЭ следует отметить, что будущие ВИЭ-парки не должны замещать объекты, построенные по программе КОМ и КОМмод. И в этой части крайне актуально предложение НП «Совет рынка» по переходу на одноставочный тариф.

Директор ООО «Хевел Энергосервис» Евгений Казаков предложил расширить экономические механизмы поддержки для инвесторов ВИЭ-проектов, добавив лизинг. Кроме того, он заявил о необходимости ввести в нормативно-правовую базу такое понятие, как «гибридная установка». В настоящее время банки не готовы давать кредиты под строительство гибридной генерации, поскольку в законодательстве такого термина нет.

В ходе дискуссии прозвучало много предложений, связанных с совершенствованием законодательной и нормативно-правовой базы ВИЭ. Наиболее взвешенные из них войдут в перечень Рекомендаций, которые будут направлены в адрес органов исполнительной власти. В проекте документа Комитет ГД по энергетике намерен рекомендовать Правительству РФ:

— рассмотреть возможность предоставления инвесторам, осуществляющим строительство генерирующих объектов на ВИЭ, связанной с пандемией коронавируса нештрафуемой отсрочки ввода объекта до 9 месяцев со смещением срока начала и окончания поставки мощности по ДПМ ВИЭ на период заявленной отсрочки, но не более 3 месяцев от первоначальной даты окончания поставки мощности по ДПМ ВИЭ;

— рассмотреть возможность расширения государственной программы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктики путём включения затрат федерального бюджета на софинансирование проектов распределённой генерации;

— разработать пакет мер по стимулированию привлечения бюджетных источников финансирования в сфере альтернативной энергетики, включая поддержку выпусков «зелёных» облигаций и облигаций устойчивого развития.

— рассмотреть возможность создания гарантийного фонда или другого механизма, гарантирующего возврат инвестиций в проекты ВИЭ в изолированных и труднодоступных территориях. Субъектам Российской Федерации комитет рекомендует разработать нормативные правовые акты в целях конкретизации принципов проведения конкурсных отборов для включения генерирующих объектов ВИЭ в схемы и программы развития субъекта Российской Федерации и обеспечения инвестору гарантий оплаты электроэнергии по тарифу в обмен на взятые обязательства по строительству генерации на ВИЭ. Также в рекомендации круглого стола будут включены прозвучавшие на нём предложения по совершенствованию законодательства в интересах развития ВИЭ и продолжения программ поддержки развития ВИЭ до 2035 года.