ПАО «МРСК Центра» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» запускают пилотные проекты «Цифровая РЭС» в шести субъектах РФ. Об этом сообщил на пресс-конференции в ИА «Интерфакс» новый генеральный директор ПАО «МРСК Центра» — филиала ГК «Россети» Игорь Маковский.

И. Маковский, возглавлявший до этого ПАО «Янтарьэнерго», в новой должности работает 100 дней. За это время он успел побывать во всех 20 регионах ответственности ПАО «МРСК Центра», «посмотреть в глаза» потребителям, получить достоверную информацию о состоянии электрической сети, оценить социально-экономическое положение территорий и готовность электросетевых компаний к осуществлению пилотных проектов «Цифровая РЭС».

Как отметил глава «МРСК Центра», ситуация в регионах очень разная. Много проблем, решение которых зависит в том числе от качества и сроков консолидации электрических сетей, от взаимопонимания с региональными и местными властями, а порой – и от отношения местных жителей к материально-технической базе энергокомпаний.

Несмотря на все региональные различия, переход на цифру будет реализован повсеместно в течение 10 ближайших лет. Уже до конца 2020 года в Центральной России будет создано 17 цифровых РЭС. В связи с тем, что реализация проектов будет осуществляться на переферии, 50-70% деятельности управленцев будет перемещено из Москвы в регионы, сказал И. Маковский. Непосредственно в регионах будут создаваться и центры компетенции. Прежде всего, отмечены такие мощные в научно-техническом и энергетическом отношении города, как Иваново, Тула, Калуга.

Экономическая эффективность проектов цифровизации сети зависит не только от электросетевых компаний, но и от потребителей. Чтобы в полной мере использовать преимущества цифровизации, потребители, прежде всего крупные, должны параллельно с энергокомпаниями переходить на цифру. Делать это предстоит за свой счет, в связи с чем, журнал «Вести в электроэнергетике» задал вопрос: чем можно мотивировать потребителей на этот шаг?

— Очень актуальный вопрос,- подчеркнул глава «МРСК Центра». – Дискуссия по этому поводу ведется постоянно. На мой взгляд, основной мотивацией для потребителя является экономия средств при высоком качестве электроснабжения. Благодаря установке систем интеллектуального учета, потребитель получает возможность самостоятельно управлять затратами, выбирать уровень тарифа, планировать нагрузки. Простой пример: на производственном предприятии в начале рабочего дня, когда пиковая мощность составляет 1000 руб/МВт, обычно включаются все станки. Но если собственник предприятия поставит накопитель энергии, который включается раз в день на полчаса для обеспечения пиковой нагрузки, он платит за мощность втрое меньше.

Для бытового потребителя тоже расширяются возможности управления ресурсом и затратами: международный опыт показывает, что, потратившись один раз на цифровизацию, потребитель в конечном счете получает заметный экономический эффект.

Второй стимул – это возможность подключаться к дополнительным сервисам и получать допуслуги. Через цифровизацию мы создаем цифровую платформу для любых дополнительных сервисов, вплоть до управления мощностью бытовых приборов. Потребитель не станет покупать дополнительную мощность, если есть возможность правильно распорядиться той, которая есть.

От всего этого этого выигрывает и поставщик электроэнергии: для сетевой компании отпадает необходимость строить очередную подстанцию за полмиллиарда рублей, вкладывая амортизацию в тариф и думая потом, как потом этот тариф снизить.

Важно отметить, что в пресс-конференции участвовали представители региональных СМИ, которые задавали вопросы по волнующим жителей темам: будет ли сокращение персонала энергокомпаний? Вырастут ли тарифы на электроэнергию в связи с цифровизацией? В какой последовательности будет осуществляться переход на цифру в регионах? И т.д.

Отвечая на вопросы, И. Маковский подчеркнул, что первоочередной задачей является установка интеллектуальных систем учета, позволяющих сводить баланс ежесуточно, а не раз в месяц, как сейчас. Контроль за расходом и потреблением электроэнергии позволит снизить уровень коммерческих потерь на территории обслуживания до 10% к 2021 году. Что касается тарифов, то они достаточные для проведения цифровой модернизации электрической сети. В рамках цифровизации все филиалы «МРСК Центра» и «МРСК Центра и Приволжья» предполагают создать единые диспетчерские центры. Всего их будет 26, причем некоторые будут иметь межрегиональный статус. Это позволит серьезно повысить видимость и управляемость сети, оптимизировать процесс предупреждения аварий, сократить срок восстановления сети в результате технологических нарушений. Благодаря внедрению новых технологий, существенно снизится количество диспетчерского персонала. На сегодняшний день в филиалах действует 603 диспетчерских пункта, где работает порядка 3 тыс. сотрудников.

Глава «МРСК Центра» дал подробные ответы по каждому региону, не избегая «болевых» точек и разъясняя, как планирует решать проблемы.

Он сказал и о том, что заходя в регион с пилотными проектами, «МРСК Центра» и «МРСК Центра и Приволжья» параллельно в меру своей компетенции стараются решать вопросы повышения качества жизни населения комплексно. Так, в г. Арзамас Нижегородской области, где реализуется проект «Цифровая РЭС», «МРСК Центра и Приволжья» занимается освещением города, проводит Wi-Fi, создает современный комплекс связи. К 2022 году комплекс задач будет решен. К июню 2019 года планируется решить проблемы с освещением в г. Ижевске (Удмуртия), и пр.

К 15 января 2019 г. «МРСК Центра» планирует завершить защиту цифровых пилотов. Это значит, что у новых российских территорий появится шанс на скорые и большие перемены.