Первый конкурсный отбор проектов модернизации ТЭС прошел хорошо, заявил на встрече с журналистами председатель правления НП «Совет рынка» Максим Быстров.

При оценке проектов Правительственная комиссия опиралось только на установленные показатели, никакие индивидуальные факторы не учитывались. В результате такого подхода лоббизм, «особое мнение» отдельных органов исполнительной власти и другие инструменты давления на отборочную комиссию были исключены. Специально для конкурса Минэнерго РФ и «Совет рынка» разработали пять критериев, о которых конкурсанты узнали уже после подачи заявок. «Нас за это критиковали, а мы считаем, что сделали правильно, — прокомментировал М. Быстров. –Критерии были предельно простые и понятные: экономика, экология (для проектов первой ценовой зоны этот критерий не применялся), инновации, теплоснабжение, техсостояние. Кто с этим будет спорить? У заявителей не осталось шанса повлиять на конечный результат». На следующем отборочном конкурсе эти критерии будут усовершенствованы, но останутся ориентиром при отборе проектов, добавил руководитель «Совета рынка».

Напомним, первый конкурсный отбор проектов модернизации ТЭС состоялся в апреле 2019 г. По его итогам отобрано 30 проектов (18 – в 1-й ценовой зоне, 12 – во 2-й) общей установленной мощностью 8,6 ГВт. Всего за 2022-2024 гг. планируются к модернизации 11 ГВт мощностей.

Следует отметить, что первый отбор был, что называется «залповый» и проводился сразу на три года вперед. Больше такого не будет. В дальнейшем конкурсы будут на годовой период.

В целом Программой предусмотрена модернизация 39 ГВт мощностей ТЭС на сумму 1,9 трлн. рублей. Срок действия программы — 10 лет. Проекты, выигравшие в конкурсе, получают гарантированную окупаемость через 15 лет за счет повышенных платежей потребителей за мощность. Доходность по проектам отбора составит 14% годовых.

М. Быстров также отметил, что в первом конкурсе ожидаемо конкурировали самые дешевые проекты. В последующих конкурсах конкурировать будут уже более дорогие, а количество дешевых проектов с каждым отбором будет уменьшаться.

Вместе с тем, есть станции, которые объективно не могут участвовать в общем конкурсе: они не очень эффективны с точки зрения экономики, но крайне необходимы для энергосистем. Для таких электростанций правительственной комиссией предусмотрена квота. Объем квоты правкомиссии привязан к объему, который планируется делать по модернизации. В целом соотношение выглядит так: 85% проектов модернизации проходят по общему конкурсу, 15% — по квоте. То есть, 15% мощностей от планируемых к модернизации 39 ГВт будут модернизировать по квоте.

29 мая с.г. состоялось заседание Правительственной комиссии РФ под председательством вице-премьера РФ Дмитрия Козака, на котором был одобрен список по «квотам», предложенный Минэнерго РФ. Это 15 проектов суммарной мощностью 1783 МВт (11 проектов в первой в европейской части РФ и на Урале, 4 – в Сибири). В их числе много «южных» проектов. Это объясняется тем, что, с одной стороны, Юг России является самой напряженной точкой в плане энергообеспечения. С другой, здесь работает Новочеркасская ГРЭС, мощности которой позволяют выводить в модернизацию ТЭС Юга.

Помимо темы конкурсных отборов, на пресс-встрече затрагивались иные вопросы. В том числе о создании общего рынка электроэнергии ЕВРАЗЭС, поддержке развития ВИЭ, строительстве и модернизации энергомощностей на Дальнем Востоке и т.д. Отвечая на вопрос журнала «Вести в электроэнергетике», разработаны ли «Советом рынка» механизмы, стимулирующие компании к выводу старых избыточных мощностей, М. Быстров ответил, что механизмы разработаны, законопроект о выводе старых мощностей тоже есть (его нужно довести до статуса закона). При использовании действующей законодательной, правовой и нормативно-технической базы есть возможность выводить старые мощности и проводить замещающие мероприятия. Самым действенным стимулом является экономика. В связи с чем, НП «Совет рынка» запросил данные по компаниям, содержащим избыточные мощности. И если стоимость эксплуатации старой генерации превышала стоимость замещающих мероприятий, Ассоциация не рекомендовала давать таким электростанциям статус вынужденной генерации.