Российская ассоциация ветроиндустрии (РАВИ) и Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) 29.04.2020 г. в режиме онлайн подписали Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Подписи под документом поставили председатель РАВИ Игорь Брызгунов и директор АРВЭ Алексей Жихарев.

Цель соглашения – объединение усилий и консолидация возможностей всех участников рынка и экспертного сообщества ВИЭ для укрепления и расширения возможностей возобновляемой энергетики в России.

В рамках подписания стороны провели онлайн-вебинар на тему «Перспективы развития возобновляемой энергетики в России: ситуация на сегодня», в котором приняли участие в том числе представители журнала «Вести в электроэнергетике».

Спикеры рассказали о том, как выживает сектор возобновляемой энергетики во время коронавируса и что с ней будет после, а также ответили на вопросы участников вебинара, в частности, на вопросы журнала «Вести в электроэнергетике».

И. Брызгунов отметил, что из-за ограничений, принятых в связи с пандемией в России и других странах, замедлились работы по локализации производств ВИЭ, приостановилась деятельность на строительных площадках. Это может повлиять на сроки вводов ВИЭ-мощностей, возводимых на условиях ДПМ. В этих условиях важно избежать санкций в отношении инвесторов, поскольку отсрочка вводов связана не с внутренними действиями компаний, а с внешними факторами.

А. Жихарев добавил, что в правовой части ДПМ есть положение о форс-мажоре, а коронавирус, по признанию судов, как раз является тем самым случаем. В связи с этим, АРВЭ обратилась в Ассоциацию «НП Совет рынка» за разрешением на нормативном уровне отодвинуть сроки ввода объектов ДПМ, чтобы исключить судебные разбирательства по каждому отдельному вопросу. «Инвестор не заинтересован в отсрочке вводов, ведь чем позднее вводится объект, тем позднее начинается отдача, – подчеркнул директор АРВЭ. – Но сейчас, когда закрыты границы, возникли проблемы с доставкой элементов оборудования, поступающих из-за рубежа, приездом зарубежных специалистов, приходится откладывать работы по многим направлениям».

Тем не менее, представители ВИЭ-бизнеса уверены, что перспективы у возобновляемой энергетики хорошие, кризис, вызванный коронавирусом, не сможет переломить тенденции её развития. Мы видим, как динамично развивается возобновляемая энергетика в мире: сектор ВИЭ растёт на 20–30% в год. С 2016 г. стоимость электроэнергии, выработанной на ВИЭ, на внешних рынках уже сравнялась с традиционным топливом, а стоимость солнечной энергии стала дешевле газовой генерации. Нефтегазовые компании активно вкладываются в ВИЭ-проекты. Несмотря на обвальное падение цены на традиционное топливо, интерес к ВИЭ будет только расти. Это вызвано в том числе экономическими причинами: инвесторам нужна стабильность, а волатильность на рынке традиционного топлива зашкаливает, что особенно ярко проявилось в последний месяц. Так что после коронавируса мы скорее всего увидим новый виток развития ВИЭ в мире.

Россия не будет уходить от общих тенденций. Правительством уже принято принципиальное решение о поддержке развития ВИЭ после 2024 года. Безусловно, кризис коронавируса может повлиять на Программу развития ВИЭ в России до 2035 г., которая будет рассматриваться уже этим летом, негативно отразиться на параметрах ДПМ-2.

Первый этап программы развития ВИЭ в России, начатый семь лет назад, подходит к концу, за это время проделана большая работа по созданию индустриальной базы для развития ветряной и солнечной энергетики, локализации производства глобальных мировых компаний на территории нашей страны. Это создало условия для увеличения темпов роста вводов ВИЭ-мощностей – не менее 500 МВт в год.

Второй этап должен показать более внушительные результаты. Хотя следует отметить, что, по оценкам экспертов, ни до 2024 г., ни до 2035 г. цель по достижению доли ВИЭ в размере 4,5% в энергобалансе страны, достигнута не будет.

Была затронута тема ужесточения требований Министерства промышленности РФ по глубине локализации производства для ВИЭ в России и экспортоориентированности новых производств. И. Брызгунов и А. Жихарев сказали о том, что требование по локализации иностранного производства до 65% в России выполнено. Возможности дальнейшей локализации ограничены. Это объясняется тем, что объёмы ВИЭ-рынка в России не так велики. У нас есть технические, организационные и прочие возможности для производства всех видов оборудования и комплектующих. Вопрос в том, сколько это будет стоить? Вендеры не станут производить оборудование, если это будет стоить дороже, чем за границей.

Говоря о требовании Минпрома к компаниям экспортировать не менее 4,8% оборудования, спикеры выразили мнение, что чрезмерные установки по экспортоориентированности, как и чрезмерное повышение глубины локализации, могут задушить молодую индустрию. Принимая решения регулятор также должен учитывать, что все страны идут по пути локализации производства ВИЭ-оборудования, что глобальные вендеры, работающие в России, представлены во многих государствах – и эти (и другие) факторы характеризуют рынок ВИЭ-индустрии на текущем этапе. На данном этапе важна взвешенность и постепенность применения регуляторных решений.

Говоря о перспективах развития «зелёной» энергетики в России, И. Брызгунов и А. Жихарев подчеркнули, что одним из наибольших приобретений в этой области, оказывающем влияние на конкурентоспсобность продукции российских предприятий на мировом рынке, станет возможность ВИЭ-производителей продавать электроэнергию не через оптовый рынок, а напрямую производителю.

Возвращаясь к проблеме коронавируса и связанными с ним ограничениями, представители экспертного ВИЭ-сообщества заявили, что помимо негативных воздействий кризиса появились и позитивные результаты. «За месяц самоизоляции наши коллеги успели столько сделать в области цифровизации, сколько не сделали за три года», – сказал А. Жихарев. Тем самым создана основа для качественных изменений после кризиса: сокращения количества офисных помещений, перевод части сотрудников на удалённую работу, повышения скорости и эффективности прохождения документов и принятия решений по актуальным вопросам.