Комитет Государственной Думы РФ по энергетике провел круглый стол на тему «Практика применения Федерального закона от 29. 07.2017 г. №279-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О теплоснабжении и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, Депутаты Госдумы, представители энергетических компаний, отраслевых общественных организаций и объединений.

К работе «круглого стола» был привлечен журнал «Вести в электроэнергетике».

Открывая заседание, председатель комитета ГД по энергетике Павел Завальный отметил, что, несмотря на исключительную значимость для нашей страны в целом и для каждого жителя в отдельности, отечественная теплоэнергетика находится в плохом состоянии. Основными проблемами отрасли на протяжении десятков лет остаются высокий износ оборудования (большинство теплосетей работают с превышением срока службы, 75% котлов и 64% турбин старше 30 лет), большие потери в сетях (в среднем 20-30%), ухудшение надёжности и качества теплоснабжения, низкая загрузка ТЭЦ (30% от установленной мощности) и котельных (15% от у.м.), рост дебиторской задолженности за коммунальные услуги, отсутствие долгосрочного регулирования тарифов (что снижает инвестиционную привлекательность отрасли) и стимулов к построению сбалансированных, взаимоответственных отношений между участниками процесса теплоснабжения.

Теплоэнергетика нуждается в масштабной модернизации, что требует очень больших средств: только до 2025 г. потребности в инвестиционных ресурсах оцениваются в 2,5-3 трлн. руб.

Одним из ключевых условий развития тепловой инфраструктуры и улучшения качества теплоснабжения является повышение инвестиционной привлекательности отрасли , а также изменение взаимоотношений между поставщиками и потребителями тепловой энергии.

Для решения этих задач в июле 2017 г. «О внесении изменений в ФЗ «О теплоснабжении и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения», получивший название «об альтернативной котельной» (АК).

Закон НЕ является обязательным для участников рынка. Но он дает возможность кардинально изменить ситуацию в городах и поселках с большими проблемами в теплоснабжении.

В статьях закона заложен постепенный переход на новую модель отношений на рынках тепловой энергии, которая предусматривает отказ от прямого Регулирования тарифов и внедрение с согласия глав регионов и муниципалитетов принципов ценообразования на основе отверждаемой предельной цены замещающего источника (альтернативной котельной). Такая модель создает условия конкурентного ценообразования на тепловую энергию так, где имеются предпосылки для создания конкурентных (ценовых) зон. На территориях, не имеющих таких возможностей, планируется перейти на эталонный метод регулирования тепловых тарифов.

Принципами целевой системы отношений является создание условий для возникновения сбалансированной системы отношений между участниками системы теплоснабжения.

Еще до принятия закона об альтернативной котельной ОАО «Сибирская генерирующая компания» начала в ключе АК работу по модернизации тепловой инфраструктуры в г. Рубцовске Алтайского края. Компания уже вложила 2,1 млрд. руб. в переустройство теплового комплекса города. Всего за 10 лет планируется вложить 6 млрд. руб.

Город Рубцовск стал первым опытом не только для СГК, но и для России в целом. Модернизация теплового комплекса требовала от компании миллионных инвестиций и гарантий их возврата. А это связано с необходимостью повышения тарифа на тепло. Но как показали общественные слушания, жители были готовы на повышение, лишь бы в домах было тепло. «Люди адекватно восприняли модернизацию теплового комплекса,- рассказал глава регионального исполкома Общероссийского народного фрона в Алтайском крае Сергей Войтюк. – Для городов с большими инфраструктурными проблемами, такими как Рубцовск, Барнаул, где каждый год происходят аварии в тепловом секторе с отключением большого числа потребителей, альтернативная котельная – это выход. У нас на очереди еще ряд крупных городов, которые будем переводить на альткотельную».

За надежность и качество теплоснабжения города отвечает, как и предусмотрено в Законе, единая теплоснабжающая организация (ЕТО). ЕТО поддерживает баланс интересов между производителями, теплосетями и потребителями. При подготовке законодательства много было опасений, что ЕТО начнет злоупотреблять монопольным положением. Однако опыт Рубцовска показал, что контролирующих механизмов, не позволяющих этого делать, достаточно.

«На большинстве территорий теплоснабжение объективно является монопольным видом деятельности, потому что речь идет о безопасности теплоснабжения, — напомнил П. Завальный.- Мы изучали опыт европейских стран – там такая же ситуация. Не следует бояться монополии, нужно грамотно ею управлять. А теплоснабжающим организациям надо любить своего потребителя. Тогда проблем не будет».

На сегодняшний день Правительством РФ одобрен переход на «альтернативную котельную» 4-х муниципальных образований: г. Рубцовска Алтайского края,  рабочего поселка Линево Новосибирской области, г. Барнаула Алтайского края, г. Ульяновска Ульяновской области. Как пояснила и.о. заместителя директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Юлия Бондаренко, в г. Рубцовске и рабочем поселке Линево переходный период в ценовую зону теплоснабжения завершен, в г. Ульяновске и г. Барнауле заканчивается 1 января 2020 г.

На рассмотрении в Правительстве РФ находится обращение по отнесению к ценовой зоне теплоснабжения Оренбурга, до конца года с обращениями намерены выступить Самара, Тольятти, Владимир, Красноярск, Канск. А в 2020 г. к ним присоединятся еще 20 городов: Балаково, Иваново, Инта, Йошкар-Ола, Кирово-Чепецк, Медногорск, Нижний Новгород, Новокуйбышевск, Новочебоксарск, Пермь, Саранск, Сосногорск, Сыктывкар, Ухта, Чайковский, Чебоксары, Черногорск, Абакан, Белово, Бийск.

«Это очень мало, — прокомментировал П. Завальный. – Нужно, чтобы в каждом регионе страны осуществлялось хотя бы по одному пилотному проекту альткотельной».

Минэнерго России также считает динамику внедрения АК недостаточной, особенно с учетом критического снижения надежности теплоснабжения в стране.

Потенциал оптимизации технологических решений и повышения эффективности теплоснабжения огромен. Однако в городах Европы аналогичные  задачи теплоснабжения решаются в три раза эффективнее, чем в России, провела сравнение Директор департамента развития ЖКХ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Светлана Никонова. Она подчеркнула, что Минстрой рассматривает «альтернативную котельную» как серьезный инструмент повышения инвестиционной привлекательности теплоснабжения и персонализации ответственности за его качество и надежность.

В сущности, в отрасли может сложиться две основных схемы тарифного регулирования – традиционная, которая в перспективе трансформируется в эталонную, и альтернативная. Там, где требуются большие инвестиции в формирование более эффективной системы теплоснабжения с точки зрения распределения нагрузок, консолидации сетей и пр., будет действовать метод альткотельной. Для более мелких населенных пунктов, которые не могут существовать без бюджетной поддержки, должна работать система технологических эталонов.

Кроме того, понимая, что решить проблемы модернизации отрасли только за счет повышения тарифов невозможно, министерство выступает за государственную поддержку отрасли.

Представитель Минстроя также акцентировала внимание на том, что механизмы, подобные альткотельной, должны быть введены и для других сфер жилищно-коммунального хозяйства, например, для воды.

Также С. Никонова заявила о необходимости повышения эффективности адресного субсидирования граждан на коммунальные услуги.

Заместитель начальника Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России РФ Елена Цышевская сообщила, что все регионы рассчитали стоимость альтернативной котельной для своих поселений. Информация об этом находится в открытом доступе. Любой руководитель муниципального образования, любой желающий может оценить, по силам ли городу АК, насколько вырастут тарифы для потребителей при переходе на альткотельную.

Мониторинг ФАС показал интересные ценовые сигналы: в целом ряде малых городов тарифы при переходе на метод альткотельной становятся ниже, чем при традиционном регулировании.

В остальных муниципальных образованиях сохраняется принцип постепенности роста тарифа. Так, в г. Рубцовске цены на теплоснабжение для потребителей будут расти не выше инфляции. В  Линево будет работать схема «инфляция плюс 3,5%». В  Барнауле ежегодный рост планируется не выше индекса потребительских цен, увеличенного на 2%. В. Ульяновске в 2020 году цены на тепловую энергию для потребителей, на которых приходится около 50 % объема отпуска тепловой энергии в городе, будут заморожены. При этом в среднем цена на тепло не вырастет более чем на инфляцию.

О необходимости доработки модели альткотельной под малые поселения, малые системы централизованного теплоснабжения, упрощения порядка отнесения поселения к ценовой зоне теплоснабжения сказал первый заместитель председателя комитета ГД по энергетике, член редакционного совета журнала «Вести в электроэнергетике» Сергей Есяков.

Он также предложил рассмотреть возможность участия государства в решении проблем отрасли, ее модернизации ускоренными темпами.

Своими выводами и предложениями поделились представители регионов, принимавшие участие в «круглом столе».

Для Оренбурга единственной возможностью привлечь инвестиции в тепловой комплекс города был переход на альтернативную котельную, рассказала и.о. вице-губернатора – заместитель председателя Правительства Оренбургской области Наталья Левинсон. Город быстро растет: строятся дома, школы, микрорайоны. Население за последние годы увеличилось на 10%. Требуется развивать инфраструктуру, модернизировать систему теплоснаюжения, а денег на это не хватает, сети изношены. Переход на АК позволяет в полтора раза увеличить инвестиции в теплоснабжение. Внедрение механизма альткотельной можно назвать совместным «порывом» органов власти Оренбуржья и Единой теплоснабжающей организации.

Н. Левинсон высказала общее пожелание регионов перенести принятие решений о переходе на АК крупных муниципалитетов  с федерального на региональный уровень при обязательном согласовании с федеральными министерствами.

О мотивах перехода на модель альтернативной котельной, и ожиданиях рассказали представители Ульяновска, Самары, Алтайского края.

Так, в Самаре переход на АК вызван критическим состоянием городской системы теплоснабжения. Только в этом году из-за прорыва на теплотрассе пострадало 15 случайных прохожих. «Мы теперь сами переводим теплосети на компанию «Т+», — рассказал первый заместитель главы городского округа Самара Владимир Василенко.- Решили также отказаться от малых котельных (сейчас в этой сфере непонятно что творится: один владелец – банкрот, другой – полубанкрот), которые также передаем на баланс «Т+». Нам важно, чтобы в городе была единая организация, отвечающая за теплоснабжение». В рамках подготовки к переходу на альткотельную руководство Самары проводит большую разъяснительную работу среди населения, через СМИ до жителей доносится главная мысль: какие инвестиции в теплоснабжение, и что будет сделано в процессе модернизации теплового комплекса.

Представители регионов признали модель АК правильной, но высказали ряд пожеланий по «докрутке» механизмов и упрощении процедур перехода на АК, которые будут учтены при подготовке рекомендаций комитета.

Ряд предложений по изменениям нормативно-правовой базы целевой модели рынка тепла высказали представители энергоснабжающих компаний. В частности, генеральный директор ПАО «Т Плюс» Андрей Вагнер предложил сделать обязательным перевод в ценовую зону теплоснабжения городов с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии и численностью населения свыше 500 тысяч человек.  Первый заместитель генерального директора ООО «Сибирская тепло-энергетическая компания» Сергей Бухаров указал на необходимость точечного согласования нормативной базы концессионных соглашений и альтернативной котельной. Вице-президент, заместитель генерального директора по операционной деятельности Парвиз Абдушукуров обратил внимание на то, что в Соглашениях по альткотельной обязанности энергокомпаний прописаны, а обязанности города – нет. Директор по вопросам регулируемой деятельности АО «Евросибэнерго» Антон Смирнов предложил допустить переход на альткотельную тех населенных пунктов, которые технологически не связаны с другими котельными.

Многие предложения вызвали возражения в зале, тем не менее комитет ГД по энергетике заявил о том, что все они будут проанализированы.

Обсуждение темы продолжится в 2020 г.