В день открытия Российской энергетической недели состоялось пленарное заседание в котором принял участие президент России Владимир Путин.

В работе заседания также приняли участие Президент Анголы, председательствующей в конференции ОПЕК в 2021 году Жоау Лоуренсу; Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, Exxon Mobil Corporation Даррен Вудс; Председатель Правления Daimler AG и Mercedes-Benz AG Ола Каллениус; Главный исполнительный директор BP Бернард Луни; Председатель, главный исполнительный директор TotalEnergies Патрик Пуянне.

За работой заседания следил журнал «Вести в электроэнергетике».

Открывая дискуссию, президент РФ В. Путин обозначил ситуацию, которая сложилась в глобальной и национальных экономиках в связи с новой коронавирусной инфекцией. Он подчеркнул, что мировая энергетика в полной мере ощутила кризис, вызванный пандемией. Из-за приостановки деловой активности сократился спрос на энергоресурсы: в прошлом году их потребление снизилось на 4,7%. Стоимость природного газа в прошлом году упала в 2 ,5 раза, а в нефтяном секторе вообще сложилась уникальная ситуация: цена на нефть впервые приняла отрицательные значения. Нефтяные склады были переполнены, хранить топливо оказалось дороже, чем заплатить за его продажу. Общими усилиями государств удалось стабилизировать ситуацию на нефтяном рынке и не допустить кризиса.

Сейчас на нефтяном рынке ситуация сбалансирована, чего не скажешь о рынке газа.

В газовой сфере в минувшем году со стороны европейских государств был принят ряд необдуманных решений. Понадеявшись на ВИЭ и спотовые контракты, Европа в летний период не закачала необходимые объёмы газа в хранилища. Кроме того, европейцы отказались от заключения долгосрочных договоров с российскими поставщиками голубого топлива. В итоге на европейском рынке произошли мощные ценовые скачки на газ, от которых не могли спасти никакие ВИЭ. Доля ВИЭ в энергобалансе стран действительно растёт, но возобновляемая энергия непостоянна. Чтобы поддерживать бесперебойное энергоснабжение потребителей, стабилизировать ситуацию на рынке электроэнергии, нужны большие резервные мощности, которые обеспечивает традиционная электроэнергетика. А основой генерации многих европейских теплоэлектростанций служит газ. Отсюда – растущий спрос на него как на энергоноситель. «Рост спроса на газ в Европе стал следствием дефицита электроэнергии, а не наоборот», — подчеркнул. В. Путин.

Он дал понять, что нынешний европейский кризис – не результат какого-то случайно принятого ошибочного решения. «В последние 10 лет в европейскую энергетику системно закладывали изъяны, которые и привели к нынешнему кризису», — пояснил Президент РФ.

Для сравнения он привёл несколько цифр: в настоящее время средняя цена на электроэнергию в России в пересчёте на евро составляет около 20 евро за МВт, в Литве – 250, в Франции и Германии  – 300  евро.

При этом, добавил президент, Россия не заинтересована в чрезмерно высоких ценах на энергоносители и электроэнергию, поскольку высокая ценовая конъюнктура способна обернуться негативными последствиями для всех.

Отвечая на вопрос модератора заседания, телеведущей CNBC (США) Хедли Гэмбл о том, не использует ли Россия сложившуюся ситуацию в своих интересах и не намерена ли ухудшить и без того плохую ситуацию на европейском рынке, президент РФ ответил, что Россия полностью выполняет свои обязательства перед партнёрами. В этом году выйдем на рекордные поставки газа на глобальный рынок. Наши инфраструктурные проекты нацелены на то, чтобы обеспечить партнёров такими объёмами газа, в которых они нуждаются.

В текущей ситуации нужно говорить о создании эффективных механизмов балансировки глобального энергорынка, от чего зависит благополучие всех потребителей.

Президент также сказал о том, что одним из главных факторов, который определяет развитие энергетики в долгосрочной перспективе, является изменение климата. В нашей стране температура повышается в 2,5 раза быстрее, чем в среднем в мире. Поэтому мы активно участвуем в решении климатических вопросов, реализуем проекты, которые будут давать в перспективе продолжительный эффект. Запускаем проекты по улавливанию СО2, ведём работы по повышению эффективности электроэнергетики, коммунальной энергетики.

В. Путин попросил профильные министерства и организации продлить программу энергосбережения, усилив её по ряду ключевых направлений. Важнейшая задача этой программы – снижение энергоёмкости ВВП.

Говоря о климатической повестке, президент подчеркнул, что Россия готова к диалогу по поиску решений в этой области. Однако при реализации климатических проектов не должно быть места санкционной политике. Сейчас в энергетике России и мира происходят большие изменения.

В ближайшие десятилетия ожидается увеличение водорода и аммиака в энергетике. Государствам необходимо налаживать сотрудничество в этой сфере.

Что касается России, то в ближайшие 25 лет доля традиционного топлива в национальном ТЭБ снизится с 85 до 66%. Причём доля нефти и угля снизится, а доля газа увеличится. Будут расти производства СПГ.

Продолжая дискуссию о будущем энергетики, Президент Анголы, председательствующей в конференции ОПЕК в 2021 году, Жоау Лоуренсу заявил о заинтересованности Анголы в сотрудничестве с Россией в энергетической области и пригласил российский бизнес к участию в разработке нефтяных месторождений в Анголе. Он также призвал мировые энергетические компании ответственно относиться к проблемам климата, подчеркнув, что Ангола будет развивать последовательную стратегию по экологической повестке, заниматься формированием низкоуглеродной экономики, развитием возобновляемой энергетики.

Дискуссия всё время возвращалась к поставкам российского газа в Европу. Следующий вопрос, заданный Хедли Гэмбл Президенту России касался возможности сохранения прокачки российского газа в Европу по газотранспортной системе Украины. На что президент ответил: мы готовы сохранить прокачку через Украину, и даже увеличить её объёмы. Но ГТС Украины изношена на 80%, увеличивать поставки газа по ней опасно. Сначала нужно эту систему привести в порядок.

«Кроме того, мы должны понимать, сколько у нас этого газа готовы купить в Европе, каков объём рынка? Для этого нужны конкретные заявки и контракты, — сказал Президент РФ. — Насколько нам известно, после 2024 года Европа намерена уходить от углеводородной энергетики в сторону ВИЭ. Как при этом можно говорить об увеличении прокачки газа, в том числе по ГТС Украины?»

Вопросы газоснабжения европейских потребителей решает проект «Северный поток-2». В. Путин сказал о том, что реализация проекта проходила под мощным политическим давлением со стороны США и ряда европейских стран. Но Россия и Германия продолжали строительство, так как это экономически выгодный проект для обеих сторон. Маршрут «Северного потока 2» на 2000 км короче, чем через Украину, а значит, намного дешевле.

В. Путин также напомнил, что на данном этапе все вопросы газоснабжения европейских потребителей помогает решить проект «Северный поток-2» (прямой газопровод по дну Балтийского моря из России в Германию), реализация которого проходила под мощным политическим давлением со стороны США и ряда европейских стран. Но Россия и Германия завершили строительство, так как это экономически выгодный проект для обеих сторон. Маршрут «Северного потока 2» на 2000 км короче, чем через Украину, а значит, намного дешевле и экономически выгоднее для обеих сторон. Особенно, если учесть, что спрос на газ в мире растёт, а его добыча в той же Европе сокращается.

Европа добывает 54 млрд. м3 газа в год. Добыча падает. В России только Газпром производит более 500 млрд газа в год. Запасы газа в России не ограничены в планетарном масштабе. За 9 месяцев текущего года только Газпром уличил поставки природного газа в Европу на 10%, в целом экспорт газа из России вырос на 15%, в том числе СПГ на 13%. «Мы ни разу не отказали нашим партнёрам в увеличении поставок газа, как бы нам самим трудно не было, — подчеркнул В. Путин. — А вот поставки американского СПГ уплыли из Европы в Азию, когда там сложилась благоприятная конъюнктура. Операторами США недопоставлена половина обещанного Европе СПГ».

Председатель, главный исполнительный директор TotalEnergies Патрик Пуянне подтвердил, что в мире наблюдается большой рост спроса на газ, в том числе в Китае. «Все газовые рынки взаимосвязаны, — сказал он. —  Нельзя думать только о спросе в Европе. Общий спрос на газ растёт. На нас приходится около 10 % мирового рынка СПГ. Из-за всплеска спроса в Китае весь СПГ был направлен в КНР». Мы не рады высоким ценам, это плохо и для компании, и для клиентов, — добавил П. Пуянне. Сейчас уголь становится более привлекательным, потому что цены на него низкие. В интересах производителей вернуться к более низким ценам на газ. Газовые компании заинтересованы в более низких ценах на газ и в том, чтобы они были более предсказуемые. Спикер также сказал о том, что многие традиционные энергетические компаниями стали активно заниматься ВИЭ. Но внедрение ВИЭ создаёт новые риски. Выработка на них непостоянна, поэтому требуются резервы. В этом направлении надо будет работать. Новый вызов в энергетике состоит в том, что пока 50% инвестиций приходится на добычу нефти и газа, добавил представитель «Тоталь». «Наша компания стали заниматься зразвитием ВИЭ. 75% инвестиций теперь будут направляться на возобновляемые источники энергии. В разных странах стратегии разнятся, но все поощряют развитие ВИЭ. Даже в Саудовской Аравии развивают проекты с использованием солнца. Но беспокоит, что звучат призывы прекратить инвестировать в производство нефти в пользу газа и ВИЭ. Так нельзя. Нужно инвестировать в традиционную энергетику, а также в энергетику будущего», — подытожил П. Пуянне.

«Кризис в Европе напомнил нам, что энергетика – часть экономики, — сказал Главный исполнительный директор BP Бернард Луни.  — Энергетика должна быть чистой и безопасной, но она должна быть надёжной. Есть факторы, которые совпали, и мы оказались в той ситуации, в которой оказались. Что делать? Мы должны инвестировать в долгосрочные контракты, в природный газ, который позволяет сбалансировать систему, в мощности по хранению СПГ, нужно создавать систему, которая обеспечивала бы запас прочности в энергообеспечении».

Энергетика будет по-прежнему играть очень важную роль в мире, считает Председатель совета директоров, главный исполнительный директор Exxon Mobil Corporation Даррен Вудс. Надо добывать нефть и обеспечивать стабильность мира, инвестировать в добычу. Крупнейшие поставщике нефти и газа на мировой рынок в период пандемии столкнулся с препятствиями и стал инвестировать в ВИЭ. Необходимо обеспечивать баланс между предложением и спросом.

В Путин, в свою очередь отметил, что в последний год Россия увеличила поставки не только газа, но и угля на 8%, причём в обоих направлениях в Европу и Азию). При этом Россия системно занимается вопросами климата, имеет один из самых чистых топливно- энергетических балансов в мире (ТЭБ –21% — АЭС, 26% — ГЭС, 40% — газ) и 2060 году планирует выйти на параметры углеродной нейтральности.