Рабочая группа АНО «Агентство стратегических инициатив» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» поддержала разработанный Минэнерго России проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам возможности использования максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей в объеме неиспользуемой ими мощности для технологического присоединения к электрическим сетям».

В заседании группы принимал участие руководитель проектов Ассоциации «НП ТСО» Валентин Андреев, который представил позицию сетевых организаций.

По оценкам АНП ТСО, по итогам 2017 года в России около 60 ГВт неиспользуемой сетевой мощности, если считать по разнице между суммарной мощностью, указанной в исполненных договорах техприсоединения и фактически потребляемой мощностью. В связи с этим российское энергетическое законодательство требует реформирования в части стимулирования потребителей не копить у себя неиспользуемую мощность. Кроме того, на сегодняшний день у потребителей, особенно у льготных категорий с энергопринимающими устройствами до 150 КВт нет никакой мотивации точно рассчитывать заказ потребления электрической энергии из сети, так как стоимость «техприса» крайне низка. С 2010 по 2016 год построенная сетевыми организациями по заказу льготных групп потребителей избыточная мощность составила почти 18 ГВт.

Проект Минэнерго в версии 2018 года предполагает, что платить за резерв будут только потребители, которые на протяжении 3 последних лет загружали мощность менее, чем на 60% от установленной максимальной мощности. Причем, в отличие от предыдущих версий, платеж коснется не только крупняка, а всех потребителей. Тем, у кого отсутствует почасовой учет потребления, будут начислять расчетным способом.

Мониторить загрузку обязывают сетевые организации, которые будут публиковать на специальных сайтах информацию о потребителях с недозагрузкой. Такой потребитель может отказаться от лишней мощности или перераспределить ее в пользу других желающих присоединиться к центру питания. Если ни того, ни другого не случилось, потребитель в первый год действия постановления будет оплачивать 5% от ставки на эту неиспользуемую мощность в тарифе на передачу электрической энергии, в дальнейшем платеж по степенно возрастет до 20%.

По мнению Ассоциации «НП ТСО», Минэнерго своим проектом решает крайне важные задачи, но представленная версия нуждается в доработке. Так, в проекте не отражен порядок взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями, кроме того, администрирование оплаты резерва для сетей слишком сложно и затратно, поэтому необходимо для начала реализовать пилот в одном или нескольких регионах РФ.

Кроме того, протокол заседания предлагает доработать проект в части механизма учета средств в необходимой валовой выручке ТСО от оплаты резервируемой максимальной мощности, возможно с учетом принятия отдельной методики и рассмотреть возможность увеличения платы за резервируемую мощность, с целью стимулирования потребителей с резервом мощности к ее перераспределению, а также для достижения ощутимого эффекта по снижению тарифов на услуги по передаче электрической энергии
от снижения НВВ на размер оплаты резерва.