Состоялось расширенное заседание комитета Государственной Думы РФ по энергетике. В повестке дня – два вопроса: «О проекте Федерального Закона № 631904-7 «О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности (в части представления права на бесплатное получение пайкового угля» и «О ходе реализации Федерального Закона от 03.12.2011 г. №383-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса». 

В обсуждении приняли участие руководители Министерства энергетики РФ, Российского энергетического агентства, Счётной палаты, других профильных министерств и ведомств, представители компаний ТЭК, ИТ-предприятий, профессиональных ассоциаций и объединений. К участию в заседании были приглашены также федеральные и отраслевые СМИ, в том числе журнал «Вести в электроэнергетике». Вел заседание председатель Комитета ГД по энергетике Павел Завальный. 

Сообщение по первому вопросу сделал заместитель председателя комитета ГД по энергетике Дмитрий Исламов. Он пояснил, что авторами законопроекта по соцзащите работников угольной отрасли выступили депутаты, члены комитета ГД по энергетике. Поводом послужили многочисленные обращения работников угольной промышленности, вышедших на пенсию. 

Суть в следующем: в стране действует ФЗ-81 от 20.06.1996 г., согласно которому бывшие работники углепрома, имеющие стаж работы 10 и более лет с государственным участием и вышедшие на пенсию до ликвидации угольных госпредприятий, а также их вдовы, обладают правом на получение бесплатного пайкового угля. Те же работники, кто также имеет стаж работы 10 и более лет на государственных угольных предприятиях, но которые вышли на пенсию после ликвидации этих предприятий в связи с банкротством, таким правом не обладают. «Такой подход свидетельствует о несовершенстве законодательства, — подчеркнул Д. Исламов. – Наша задача была – устранить социальную несправедливость. Два с половиной года Комитет ГД по энергетике совместно с Минэнерго работали по данному вопросу. Самым сложным было добиться финансирования под этот законопроект. Теперь этот вопрос решен. Ежегодно на дополнительный угольный паек из федерального бюджета будет выделяться 268 млн руб. (или 2 млрд руб. на период до 2030 г.). Просим одобрить для рассмотрения в первом чтении». Депутат добавил, что в соответствии с новым законом, бесплатный пайковый уголь получат дополнительно 9 тысяч шахтерских семей в 22 регионах страны. Основной контингент получателей сосредоточен в Кемеровской и Ростовской областях, но учтены и иные регионы, в том числе те, где ранее велась угледобыча, а сегодня шахты закрыты: это Московская, Тульская, Челябинская, Сахалинская области, Хакасия и т.д. 

Первый заместитель Министра энергетики РФ Алексей Текслер сказал, что Минэнерго полностью поддерживает законопроект по пайковому углю, отмечает его социальную направленность. Планируется, что он вступит в силу в 2020 г. 

Свою поддержку законопроекта от имени Счетной палаты выразил аудитор СП Валерий Богомолов и практически все депутаты, участвовавшие в заседании. 

По второму вопросу повестки дня с основным докладом выступил первый замминистра энергетики А. Текслер. Он отметил, что работа над созданием  Государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) и законодательного обеспечения ее формирования и функционирования ведется с 2011 года.  

Необходимость создания ГИС ТЭК очевидна: не имея объективной информации «снизу», невозможно анализировать ситуацию и составлять сбалансированные планы развития ТЭК.  

В настоящее время поддержка деятельности государственных органов в сфере регулирования и развития отраслей ТЭК обеспечивается на основе государственной статистической отчетности Росстата и отраслевой отчетности Минэнерго России. Возникает дублирование отчетности, что создает дополнительную нагрузку на субъекты ТЭК. При этом из-за разности форм и требований к сбору информации данные по одним и тем же важнейшим энергетическим показателям у ведомства и Росстата часто расходятся.  

Еще одна проблема состоит в том, что с конца 90-х годов и по настоящее время информационное обеспечение для каждой из отраслей ТЭК осуществляется разными информационными системами, обслуживаемыми различными организациями. Все они, за исключением ГИС «Энергоэффективность», не имеют статуса государственных информационных систем, построены на различных программных платформах, не обеспечивают совместимость и согласованность данных. Правовая основа для сбора отраслевой отчётности недостаточно надёжна, финансирование не имеет достаточной регламентации. 

Создание ГИС ТЭК, наряду с решением существующих проблем в сфере отчётности, позволит гармонизировать ведомственную отчётность в ТЭК и статистическую отчётность Росстата, минимизировав дублирование и противоречивость данных. 

«ГИС ТЭК призвана быть информационно-аналитической системой, позволяющей принимать эффективные управленческие решения», — подчеркнул докладчик. 

На сегодняшний день ответственным за создание и функционирование ГИС ТЭК является Российское энергетическое агентство. 

В рамках обсуждения вопроса подчёъркивалось, что создание системы заняло много времени. Тому есть ряд причин. С одной стороны, в процессе работы в 2014 году возникли новые вызовы, связанные с санкционными ограничениями. Это потребовало принятия принципиально новых решений в части программного обеспечения, выполнения требований к информационной безопасности и т.д. Во-вторых, трансформация, переживаемая сейчас мировой и российской энергетикой, также потребовала корректировок нормативной базы и самой структуры системы, связанных с появлением новых сегментов ТЭК, ускоренным развитием СПГ-индустрии, ВИЭ, нефтегазохимии, цифровизацией энергетики и так далее. Новые рамки системы были заданы с принятием в июле 2018 года поправок к федеральному закону о ГИС ТЭК. Сегодня активно ведётся разработка и утверждение необходимых подзаконных актов, с тем, чтобы к обозначенному в качестве срока запуска системы 1 января 2020 г. нормативная база была готова полностью.  

Генеральный директор Российского энергетического агентства Анатолий Тихонов, сообщил, что фактическое начало работы системы запланировано уже на июль 2019 года. Это позволит в течение полугода снять возможные технические проблемы, отладить взаимодействие участников системы, убедиться в способности этого сложного комплекса полноценно функционировать. Он также обратил внимание депутатов на то, что на сегодняшний момент не до конца решён вопрос с финансированием ГИС ТЭК в 2020–2021 годах. При этом он заметил, что вся предварительная работа, в том числе, создание уникального программного обеспечения, которое сможет стать основой для цифровой модели аналитики в ТЭК, была проведена без превышения бюджета, хотя оказалась гораздо объёмнее и сложнее, чем предполагалось изначально.  

Своими замечаниями и предложениями по совершенствованию законодательного обеспечения ГИС ТЭК поделились заместитель председателя комитета ГД по энергетике Валерий Селезнев, вице-президент, главный инженер ПАР «Фортум» Парвиз Абдушукуров, заместитель председателя правления АО «АТС» Татьяна Лапузина, председатель правления Ассоциации НП ГП Наталья Невмержицкая, член правления ПАО «Россети» Валентин Межевич, ответственный секретарь Комиссии РСПП Максим Довгялло и другие. 

По словам А. Текслера, запуск ГИС ТЭК позволит не только обеспечить адекватное современным вызовам качество информации о работе и прогнозов развития российского ТЭК, но и выйти на мировой рынок энергетической аналитики, на котором Россия пока не представлена.