Вчера в Москве в павильоне № 55 «Электрификация» на ВДНХ начала работу Международная выставка и конференция «Релейная защита и автоматика энергосистем – 2021», организованная АО «СО ЕЭС», ПАО «Россети», ПАО «РусГидро», «РНК СИГРЭ» и АО «Электрификация» при поддержке Министерства энергетики РФ и исследовательского комитета В5 CIGRE «Релейная защита и автоматика» (SCB5 CIGRE). Научно-техническим партнером мероприятия выступает ОАО «ВНИИР». В числе информационных партнёров – отраслевой журнал «Вести в электроэнергетике».

Основная задача мероприятия — проанализировать состояние систем РЗА на текущем этапе, обсудить концептуальные вопросы создания новых технологий РЗА, разобраться, в ту ли сторону мы идём, обменяться опытом и понять, почему в профессиональном сообществе появилось некоторое разочарование, связанное с инновациями? Специалисты отмечают, что технологии РЗА особо-то и не развиваются, а копируются и повторяются.

На эти и многие другие острые вопросы участники «РЗА-2021» пытаются найти базовые ответы, без которых невозможно двигаться дальше. Поиску способствует изучение как представленных на выставке экспозиций от 20 ведущих производителей и поставщиков оборудования в области РЗА, а также насыщенная деловая программа, включающая пленарное заседание,  работу семинаров и семи секций, на которых представлены свыше 130 научно-технических докладов от России, Австралии, Бразилии, Испании, Монголии, Словении, США, Франции, Швейцарии.

В своём приветственном слове, а затем в докладе «Основные подходы к цифровизации российской электроэнергетики» заместитель Министра энергетики России Евгений Грабчак рассказал о реальном состоянии дел в отечественной экономики и энергетики, о технологическом развитии электроэнергетической отрасли, о том, что при внедрении инноваций, необходимо учитывать временные и климатические пояса нашей страны, особенности региональных экономик, наличие на территориях разных видов полезных ископаемых и пр.

Он отметил, что в уже обозримом будущем отечественная энергосистема заметно изменится. Огромное влияние на это оказывают такие факторы, как нарастание перекрёстного субсидирования в энергетике, навязывание глобальной политики низкоуглеродного развития, цифровая трансформация и т.д.

При этом энергосистема должна обеспечивать потребности потребителя и базовую стабильность государства. Интересы потребителя просты и понятны: ему нужна дешёвая, доступная, качественная энергия. Государству, в свою очередь,  нужны дешёвая энергия и социальная стабильность. Этими постулатами определяется смысл развития и переустройства энергетики.

Есть два двигателя качественной перестройки электроэнергетики: организационный и технологический. Они должны работать синхронно, в противном случае, как показывает наша собственная практика, можно прийти к негативным результатам. Достаточно напомнить, что, увлекшись в своё время организационными преобразованиями в электроэнергетике, мы «подсели» на зарубежные газотурбинные технологии, забросив свои. Хотя в этой области у нас были свои достаточно сильные позиции. Сегодня за это расплачиваемся.

Что касается преобразований через технологические инструменты, то надо понимать, что не всякая технология нужна энергосистеме. Если технология даёт взрывной рост эффективности, — она будет применяться. Если нет, — у неё нет будущего.

В этом плане определённые вопросы вызывает цифровая трансформация, от которой ожидали взрывного эффекта, а его нет. В крупных сетевых компаниях страны применяются цифровые подстанции, действуют цифровые РЭС, а скачка в производительности труда и экономии не наблюдается. Проанализировав ситуацию совместно с СО ЕЭС, в Минэнерго поняли, чего для этого не хватает: чистоты данных (чтобы они не повторялись, а для этого необходим единый цифровой язык общения), единой среды общения и реинжиниринга бизнес-процессов. Это – те направления, по которым сегодня нужно работать.

Государство чётко сформулировало цели и задачи в области цифровой трансформации. Отрасль на это откликнулась и уже даёт результаты. «Если на прошлой выставке РЗА в 2017 году мы говорили о цифровизации, цифровых сервисах, автоматике и новых подходах для сетей 110 кВ и выше, то сегодня последовательно занимаемся распредсетью, которая становится всё более интеллектуализированной, поворачивается «лицом» к потребителю, создаёт возможности для использования ВИЭ-энергетики. Рынок распредсети становится всё более высококонкурентным, в том числе для производителей оборудования РЗА. Сегодняшняя выставка – наглядный тому пример», — заключил Е. Грабчак.

«Мы занимаемся развитием цифровых технологий в релейной защите и автоматике безумное количество лет», — сказал руководитель Национального исследовательского комитета В5 «Релейная защита и автоматика» РНК СИГРЭ Андрей Жуков. Он напомнил, что первые проекты цифровой подстанции в нашей стране появились ещё в начале 80-х годы прошлого века. «Мы тогда занимались созданием систем противоаварийной автоматики на цифровой платформе, но они не нашли поддержки у специалистов-релейщиков», — пояснил докладчик.  Тем не менее работы продолжались, происходили внедрения цифровых технологий в энергосистему, за которые разработчики получали государственные награды.

Более четверти века в России развиваемся релестроение на микропроцессорной платформе. Но что изменилось за эти годы? «Что мы за 25 лет реализовали нового в технологии релейной защиты? – поинтересовался А. Жуков. – Поменяли принципы работы? Создали новые типы алгоритмов? Реализовали новые защиты – информационные, статистические? Нет. Мы, по сути, шли по пути замены одной железки на другую». В 2010 году, когда Запад начал активно осваивать цифровые технологии в области ЦПС, сотрудниками НТС «ФСК ЕЭС» была сформирована первая концепция создания цифровой подстанции в 2011-2015 гг. с реализацией всех имеющихся у нас цифровых технологий.

Со временем мы отошли от целей и задач, поставленных в определяющих документах — национальных и отраслевых программах, — отметил в докладе «Развитие РЗА в эпоху цифровизации: цели, задачи, решения» А. Жуков . Произошла подмена понятий: движение развития технологий РЗА было заменено на создание ЦПС с разными архитектурами. Сейчас ЦПС преподносится как релейная защита. А это в корне неправильно. Тем самым мы ушли от своих прямых задач. В результате в разных компаниях возникло непонимание происходящих процессов , не получается найти общий язык в понятиях, что такое цифровая подстанция и т.д. Эту историю надо прекращать.

Идеологией ЦПС должны заниматься ИТ-структуры, а релейщики при необходимости должны интегрировать в ЦПС релейную защиту. И делать это не в качестве бесплатного бонуса, а с полным пониманием того, какая задача стоит перед системами РЗА, за что эти системы отвечают, что реализуют и чего мы от них ждём. Отсюда придёт общее понимание, как должна развиваться РЗА.

У нас есть блестящий исторический опыт в этом плане. К нему нелишне обратиться и сегодня, поскольку необходимо развивать такую релейную защиту, которая бы не сдерживала революционное развитие энергосистемы в целом. «РЗА должна быть способна обеспечивать надёжную защиту энергосистемы в условиях применения инновационных технологий в этой энергосистеме», —  подчеркнул А. Жуков.

РЗА – это сверхсистема, обеспечивающая надёжность работы энергосистемы. Она включает целый комплекс систем (таких как релейная защита, аварийная автоматика, режимная автоматика, система станционного и подстанционного уровня и система мониторинга), работающих на физических законах. Релейная защита и автоматика обеспечивает и гармонизирует все процессы в энергосистеме, обеспечивая устойчивость её работы. Решая любые задачи в области РЗА, необходимо исходить именно из этого.

При переходе на цифровые технологии следует, во-первых, больше внимания уделять научной составляющей разработок. Во-вторых, — повышать уровень эксплуатации энергообъектов эксплуатаирующими компаниями, — считает А. Жуков. Второе не должно мешать первому. Иначе возникнет ситуация, при которой невозможно будет быстро модернизировать систему РЗА при быстрой технологической модернизации энергосистемы.

-У нас есть четыре главных вызова, над которыми мы должны работать, в том числе в рамках конференции, — сказал представитель РНК СИГРЭ в SC B5 CIGRE, заведующий кафедой релейной защиты и автоматизации энергосистем МЭИ (НИУ «МЭИ») Александр Волошин. – Это поиск новых архитектур систем РЗА, которые на протяжении всего жизненного цикла могли бы обеспечивать рост производительности труда, повышения надёжности, селективности, чувствительности; повышение информационной безопасности в энергетике; трансформация электроэнергетики, вызванная в том числе появлением ВИЭ и систем накопления энергии (этому особое внимание уделяется внимание в СИГРЭ); а также влияние человека на надёжность энергосистемы.

В первый день состоялся семинар SC B5 CIGRE, а также заседания секций по РЗА распредсетей с ВИЭ и СНЭЭ и применению стандарта МЭК 61850.

Второй день посвящён концептуальным вопросам развития релейной защиты и автоматики, а также кибербезопасности РЗА.

Выставка РЗА-2021 будет работать до 1 октября.