О первоочередных задачах, поставленных перед научным сообществом в 2021 году, объявленном в России Годом науки, рассказал вчера на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» Президент Российской академии наук Александр Сергеев.

Он подчеркнул, что важнейшим вопросом на сегодняшний день является формирование новой научно-технической политики в стране.

«Мы по-прежнему констатируем технологическое отставание в разных областях промышленного производства, по ведущим прорывным направлениям, — сказал А. Сергеев. – В этой ситуации важно найти правильную «смычку» науки с промышленностью». Эта тема будет обсуждаться 15 декабря с.г. в Российской академии наук на форуме с представителями промышленного сектора страны.

Глава РАН отметил, что у производственных компаний возрастает интерес к науке, они готовы вкладывать в неё средства, потому что наука позволяет быстрее превращать знания в технологии. Российская академия наук может стать той площадкой, которая позволит правильно сориентировать промышленников, поможет создать оптимальные коллективы и консорциумы для наиболее эффективного решения поставленных задач.

А. Сергеев отметил большие перемены в экономической сфере, рассказал, как на эти изменения повлияла пандемия. Так, целый ряд направлений, успешно развивавшихся в доковидный период, показали свою несостоятельность в принципиально новых условиях. С другой стороны, коронавирус стал катализатором для быстрого формирования и широкого распространения многих технологий, которым в традиционной обстановке не уделялось должного внимания. Все эти и другие перемены дают нашей экономике шанс сойти с траектории стагнации и перейти к устойчивому экономическому развитию. Как перейти на новый экономический уклад – серьёзный научный вопрос.

Ключевую часть своего выступления А. Сергеев посвятил вопросам энергетики, ответил на вопросы прессы, в том числе журнала «Вести в электроэнергетике».

Одной из наиболее обсуждаемых тем в мире и России является энергопереход – уход от традиционной к возобновляемой энергетике. В списке приоритетов лидирует водородная энергетика.

Тематика водородной энергетики не нова, сказал Президент РАН. В советское время и космические корабли летали на водороде, и «Жигули» с водородными двигателями ездили и т.д. Потом от него несколько отошли. В последние десять лет взрывной интерес к водороду появился по двум причинам: были продемонстрированы и внедрены в практику водородные двигатели, которые разработчики сумели сделать более безопасными, чем, например, газовые. Поэтому та фобия, которая существовала в отношении водорода ранее, стала преодолеваться. Основные мировые автомобилестроительные компании, участвующие в гонке за потребителя, переориентировались на использование водорода.

Вторая причина – экологическая. Природа оказалась серьёзно перегружена в результате человеческой деятельности, она просто не успевает адаптироваться к тем техническим и технологическим переменам, которые происходят на планете. Если бы успевала, — таких проблем, какие возникают сегодня, просто бы не было. «Мы констатируем большой и неуправляемый рост парниковых газов, — сказал академик. – Если этот рост экстраполировать в будущее, то получаем обоснованные опасения за изменения климата». Поэтому и возникли вопросы смены энергетического уклада, места углеводородного сырья в нём и поиска альтернативы традиционному топливу.

Но в погоне за новизной нельзя забывать об эффективности и безопасности, а также об экономической составляющей новых технологий. Когда мы видим, что при аналогичных габаритах и функциях беспилотник на водородных элементах летает в разы дольше, чем на литиевых батареях, то понимаем, за какой технологией будущее.

Что касается экологической ситуации, то Академия наук в нулевые годы много занималась водородными технологиями, даже реализовывались проекты совместно с «Норникелем», которые по разным причинам затухли, а сегодня встают в полный рост.

Сегодня в стране сформирована программа по развитию водородной энергетики. Реализуется проект «Технологическая водородная долина», в рамках которого шесть российских университетов и институтов РАН объединились в консорциум по развитию водородных технологий.

Академия наук не только хорошо знает ландшафт водородного сектора в стране, какие компании в нём задействованы, кто какие направления развивает, но и активно сотрудничает с производством. В числе партнёров РАН – АФК «Система», «ФосАгро» и другими. Предложения о сотрудничестве часто возникает после того, как учёные посещают предприятия и на местах знакомятся с проблемами промышленных предприятий.

Так, ряд предложений РАН получила от «Северстали», которая выстраивает стратегию развития низкоуглеродного производства.

Тема зелёной энергетики является исключительно злободневной для все мировой и российской промышленности. На глобальном уровне составлены реестры зелёной и не зелёной энергетики. Удивительно, но в зеленый реестр почему-то не попали атомная и гидроэнергетика, которые не выделяют парниковых газов.

Проблема гидроэнергетики состоит в том, что им вменяется в вину наличие водохранилищ. Являются ли эти хранилища эмитентами парниковых газов – сугубо научный вопрос и ответа на него пока нет. «Мы недавно встречались с Министром энергетики России Николаем Шульгиновым, и он поставил перед учёными задачу разобраться с этим вопросом. Это действительно серьезная научная работа», — сказал А. Сергеев.

Что касается атомной энергетики, то тут, с одной стороны, срабатывает фобия после аварий на Чернобыле и Фукусиме. С другой, — остро стоит вопрос захоронения ядерных отходов. В связи с этим, прорывным шагом можно считать проект «Росатома» «БРЕСТ-300» в Северске Томской области. БРЕСТ – это реактор замкнутого цикла, где в результате выработки электроэнергии, в природе сохраняется тот же радиоактивный фон, что и при добыче природного урана.

«Росатом» действительно замахнулся на суперпроект. Это настоящий прорыв, который избавит от фобий, потому что обеспечивается полная безопасность и от радиоактивных отходов. Этот пример поможет в присвоении атомной энергетике зелёного статуса, считает академик.

Президент РАН затронул также такие темы, как роль науки в преодолении пандемий и посткризисном развитии общества, рассказал о продолжении научных исследований в области глобального изменения климата, разработке теоретических основ и практических рекомендаций по декарбонизации российской экономики.

А. Сергеев коснулся и некоторых законодательных вопросов. Сказал, что РАН может поменять организационно-правовую форму — уйти от наименования ФГБУ к прежнему статусу – Государственная Академия наук. Предложение по этому поводу уже сформулировано. «Ждём начала работы Государственной Думы, чтобы продолжить законодательную дискуссию по этой теме», сказал А. Сергеев.

Готовятся изменения в «Закон о науке» от 1996 года. В новый законопроект предлагается внести статью о научно-технической экспертизе. Данной экспертизой занимаются разные организации, но на сегодняшний день очень важным является вопрос о государственной научно-технической экспертизе, когда те организации, которые её сделали несут полную ответственность занеё и обеспечивают сопровождение проектов, под которые проводилась экспертиза. Такой подход актуален для крупных проектов, которые реализуются и планируются в нашей стране. По этому поводу идёт большая дискуссия в научном сообществе.

А. Сергеев также обозначил ряд приоритетных вопросов текущего дня. Среди них – развитие искусственного интеллекта, роботизация, освоение ближнего Космоса и реализация Лунной программы, а также глубокое изучение Венеры, что крайне важно с точки зрения реализации климатической повестки на Земле: на Венере зафиксирован мощнейший парниковый эффект и его изучение позволит решить земные проблемы климата.