Электроэнергетика – одна из немногих отраслей, которую не коснулся антироссийский санкционный режим, введённый в отношении нашего государства западными странами. Однако, являясь неотъемлемой частью экономики, электроэнергетический комплекс ощущает санкционное давление, под которое попали смежные отрасли, — подчеркнула председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергии Александра Панина, открывая XIV Ежегодную конференцию “Российская энергетика: перезагрузка отрасли”.

 Организатором конференции выступила газета «Ведомости». В число информационных партнёров вошёл отраслевой журнал «Вести в электроэнергетике».

Основные темы форума обсуждались на трёх сессиях: «Устойчивое функционирование отрасли в новых условиях»,  «Современные стратегии адаптации: как трансформируется бизнес энергокомпаний в условиях быстрых изменений»»Приоритетные направления развития электросетевого комплекса в новых экономических условиях».

В дискуссиях приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, представители Министерства энергетики РФ, Федеральной антимонопольной службы, главы энергетических, энергосбытовых, ИТ-компаний, отраслевые эксперты, специалисты.

В центре дискуссии был вопрос, как обеспечить бесперебойную работу отрасли в новых условиях? Участники конференции попытались ответить на большой круг не только текущих, но и стратегических вопросов. Были проанализированы существующие и возможные риски для отрасли, обсуждены вопросы импортозамещения, поддержки платежеспособного спроса, перспективы планирования и пр.

Спикеры отмечали, что санкции для российской экономики не стали неожиданностью. Да, они оказались обвальными. Но не разрушительными для российской экономики.

За последние 10-12 лет мир пережил как минимум три кризиса – финансовый в 2009-м, «крымский» в 2014-м и «ковидный» в 2020-м году, напомнил председатель комитета Государственной Думы РФ по энергетике Павел Завальный. Все кризисы сопровождались падением потребительского спроса, снижением платёжной дисциплины со стороны потребителей за полученную энергию, сокращением инвестиционных программ, угрозой роста безработицы.

Кризис 2022-го года, вызванный антироссийскими санкциями со стороны стран Запада, имеет все вышеназванные признаки, однако отличительной чертой его может стать затяжной характер и более разрушительные последствия для всей мировой экономики.

Для России разразившийся кризис – не только период сложностей, но и время новых возможностей. Основная задача – модернизация экономики, полное пеерустройство управления и новая индустриализация.

База для этого есть в виде устойчивого топливно-энергетического комплекса и её составной части – электроэнергетики. Сильной стороной электроэнергетического комплекса является наличие большого резерва мощностей, что в обычное время чаще всего оценивается как недостаток.

Позитивное значение имеет и тот факт, что в период кризисов 2014-го и 2020-го годов мы не просто накопили опыт прохождения кризисов, но и преодолели зависимость от большинства иностранных технологий.

Тем не менее, у нас сохраняются области, где мы критически зависимы от импорта (запчасти, микроэлектроника, некоторые материалы и т.д.). Однако, зарубежные партнёры прекрасно понимают, если в попытаются нас ущемить в этих «точках», то быстро окажутся без жизненно необходимых товаров из России.

Более 10 лет назад мы взяли курс на импортозамещение. Это правильное решение, но, с одной стороны, у нынешних условиях нам необходимо ускорить программы импортозамещения, с другой, — нужна их корректировка. Например, в нашей стране считается, что локализация производства должна составлять 80-90 %, заметил первый заместитель генерального директора «Татэнерго» Айрат Сабирзанов. Однако опыт других стран показывает, что достаточно 60%.

Полностью обеспечить себя всем невозможно, да и не нужно, — подтвердил заместитель Министра энергетики РФ Павел Сниккарс. Если можно что-то купить дешевле у надёжных зарубежных партнёров, это надо делать. При этом многие технологии, компоненты, оборудование мы можем производить сами, вплоть до последней, что называется, гайки.

«Но чтобы произвести какой-то компонент, нужен соответствующий рынок сбыта, иначе цена изделия будет слишком высокой,- пояснил, в свою очередь, директор АРВЭ, партнёр  практики электроэнергетики компании Vigon Consuliting Алексей Жихарев. – А у нас рынок по целому ряду позиций небольшой, и это тоже нужно принимать во внимание».

А вот по микроэлектронике у нас рынок просторный, и возможности для её динамичного развития есть, и компетенций у нас более чем достаточно. Значит, надо ею заниматься, не оглядываясь больше на зарубежных поставщиков.

Любой кризис обостряет те проблемы, которые существовали в стране.

«Сегодня мы столкнулись с проблемой, являющейся результатом нашей собственной политики последних 25 лет, — сказала председатель совета директоров  корпорации СТС Татьяна Черных. – Мы утратили собственный производственный потенциал, растеряли наши наработки советского периода; открыли рынок для иностранных производителей без обязательной для них локализации. В результате мы, сверхинженерная нация, ходим на поклон к производителям 2-3 эшелона, чтобы купить запасные части и оборудование для новых проектов».

Результатом такой недальновидной политики стало то, что сейчас у отсутствует свои ГТУ, ГПА, компрессоры, насосное оборудование,

электротехническое оборудование и т.д.

Т. Черных перечислила слабые стороны российской энергетики:

ГТУ: приобрели разносортное оборудование, имеем риск остаться не только без нового оборудования, но и без запчастей для SGT-600, SGT-800, SGT-4000, LM-6000, 6-FA.

ГПА: при полном отсутствии собственного производства мы покупали MTU, MAN, Jenbacher, Catterpillar, а теперь имеем риск остаться без запчастей и без оборудования для новых проектов.

Оборудование в сетях: мы производим очень малую долю оборудования телемеханики и связи, коммутационного и серверного оборудования.

ПО в сетях: управление сетями преимущественно основывается на использовании иностранного программного обеспечения.

Накопление энергии: мы не продвинулись в области разработки и производства зарядных станций и накопителей.

Попытка сейчас решить задачу ускоренной локализации в силу технологической сложности оборудования, средств производства, санкций приведет нас к необходимости расшивки узких мест в многочисленных первичных переделах.

Подобный подход уводит нас в концепцию догоняющего развития по траектории западной энергетики, которая поглощая ресурсы, не даст ожидаемого эффекта.

Нужно решать вопросы технологического обеспечения энергетической отрасли, опираясь на наши сильные стороны. А это –

атомная энергетика, гидроэнергетика, серьёзные наработки в области передачи электроэнергии, паросиловой цикл, локализация ГТУ.

В сложившихся условиях решение задач структурного развития должно ложиться на крупные госкомпании.

Задача частных компаний —  обеспечить создание поддерживающих мощностей для прохождения переходного периода, производство запчастей, локальных компонентов, параллельный импорт, обратный инжиниринг.

Докладчик рассказала о том, какие текущие и долгосрочные меры поддержки должны быть разработаны для электроэнергетики. Об этом подробно читайте в ближайшем номере журнала «Вести в электроэнергетике».

Пришло время решать и другие задачи. Прежде всего, отмечали участники конференции, необходимо проанализировать реальный уровень жизни населения. Падение качества жизни коснулось, либо коснётся всех россиян, но для каждой категории граждан оно ощущается по-разному: кто-то новую машину не сможет купить, а кто-то просто выжить. Поэтому сегодня правительство РФ делает акцент на адресную поддержку населению.

То же с бизнесом. Крупный бизнес более устойчив к кризисам, чем малый. Поэтому в части адресной поддержки государство особое внимание будет уделять малому бизнесу.

Важнейшим условием для решения поставленных задач является повышение прогнозируемости и прозрачности цен на товары и услуги.

Следует оперативно разбираться с любыми ценовыми искажениями. Например, разбирательства требует вопрос: почему повысилась цена на кабельную продукцию, если производители металла и пластиков сдерживают рост цен на свои продукты?

Нам предстоит много сделать, чтобы сделать рывок вперёд. И мы обязаны справиться со всеми вызовами.