В Москве продолжает работу V Международный форум «Российская энергетическая неделя».

Второй день ознаменовался церемонией награждения победителей Премии «Глобальная энергия». Среди лауреатов – доктор физико-математических наук Виктор Орлов (Россия) (номинация «Традиционная энергетика» — за фундаментальные исследования по разработке инновационных энергетических технологий на основе быстрых реакторов с теплоносителем из тяжелых сплавов и замкнутым топливным циклом),  а также двое учёных из США: старший научный сотрудник Аргоннской национальной лаборатории  Меркури Канадзидис (номинация «Нетрадиционная энергетика» — за крупные достижения в области преобразования солнечной энергии с применением новых галогенидов перовскита и заслуженный профессор инженерии Хьюстонского университета Каушик Раджашекара (номинация «Новые способы применения энергии» — за выдающийся вклад в электрификацию транспорта и технологии повышения энергоэффективности при снижении выбросов при производстве электроэнергии). Из-за сложной геополитической обстановки американские учёные не смогли присутствовать на церемонии лично, но приняли участие по видеосвязи.

Награды вручил заместитель председателя правительства России Александр Новак.

В течение второго дня работали 17 дискуссионных площадок. В некоторых из них приняли участие представители журнала «Вести в электроэнергетике».

О том, какие инвестиционные механизмы должны применяться в новых экономических условиях, следует ли сохранять ДПМ, будет ли новый инвестиционный цикл, – размышляли участники сессии «Российская электроэнергетика: поиск новых возможностей». Представители энергетических компаний отмечали, что поиск средств на модернизацию энергообъектов и новое строительство является одной из важнейших задач для любой компании. Существуют разные механизмы привлечения средств и главный из них – банковские кредиты. Банки охотно дают ссуды, если проект осуществляется на принципе ДПМ, потому что возврат денег гарантирован. Но вот ГЭС, например, под ДПМ не подпадает, и с банками гидрогенераторам договариваться сложнее.

К тому же, отмечали практически все присутсвовавшие, банки срок окупаемости всех инвестпроектов оценивают в пять лет. А в электроэнергетике они могут составлять и 10, и 15, и 20 лет. Банковское сообщество должно поменять своё отношение к такого рода кредитованию.

Энергетики обсудили актуальные темы развития генерации в современных условиях. Всем приходится тщательно считать, какие электростанции где строить, какое топливо использовать. Так, отвечая на вопрос модератора – председателя правления Ассоциации «НП«Совет рынка» Максима быстрова, есть ли альтернатива углю в угольных регионах, Генеральный директор, ООО «Сибирская генерирующая компания»; член совета директоров, АО «СУЭК» Степан Солженицын ответил, что есть зоны, где уголь является самым экономически выгодным топливом. Есть пограничные зоны, где газ и уголь конкурируют между собой. В любом случае, дешевле угля топлива пока нет. Поэтому закрывать угольные станции с наскока никто не планирует. Они будут работать до окончания своего жизненного цикла, а потом будет приниматься решение, чем их заменять. Есть современные чистые технологии использования угля в генерации, есть мощные экологические программы в городах и посёлках, где уголь применяется в качестве топлива. Но возникает необходимость менять подходы к качеству использования угля, и этим предстоит серьёзно заниматься.

Участники также обсудили тему льготного техприсоединения. В последнее время в этой сфере произошли некоторые изменения: льготное техприсоединение осталось, но его ставка для населения повысилась с 550 до 3000 рублей. «С тех пор заявок на 15 кВ уже никто не подаёт – максимум на 10 кВ, — сказал заместитель генерального директора по инвестициям, капитальному строительству и реализации услуг ПАО «Россети» Алексей Мольский. – И само количество заявок снизилось втрое. Те, кто заявлялся «на всякий случай» перестали это делать – дорого».

Обеспечение населения Земли недорогими, надежными и современными источниками энергии — одна из ключевых задач, которую можно решить только совместными усилиями всех стран. Однако в последнее время отдельные государства и коалиции обостряют геополитическую ситуацию, что в 2022 году это привело к неопределенности на мировых энергетических рынках, росту цен на сырье, снижению энергетической безопасности в мире. На это обратил внимание вице-премьер правительства РФ Александр Новак, открывая дискуссию «Тренды мировой энергетики сегодня и завтра». Он напомнил, что энергетика – основа любой экономики. Европа построила своё благополучие на дешёвых энергоресурсах из России. А теперь, по собственной недальновидности рассорившись с Россией и отказавшись от русских энергоносителей, стремительно катится в средневековье. Наша страна, в свою очередь, меняет вектор энергетического сотрудничества с западного направления на восточное. «Мы будем менять транспортную инфраструктуру поставок по тем направлениям, где наш газ востребован, — сказал А. Новак. – Будем развивать производство СПГ – до 64 млн т, затем до 80 млн т в год, будем субсидировать развитие танкерного флота, социальную газификацию страны, работать над соединением западной и восточной газотранспортных систем». У нас есть чёткий план развития нефтяной и газовой промышленности в интересах своей страны, добавил вице-премьер.

В сессии принял участие Министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто. Он подчеркнул, что Венгрия хочет выстраивать дальнейшее сотрудничество с Россией в области энергетики не поддержит санкции ЕС, которые поставят под угрозу энергоообеспечение страны. Глава венгерского МИД отметил, что санкции больше всего бьют не по тому, против кого они вводились, а по тем, кто их ввёл. Венгрия как член ЕС ощущает это на себе: если в прошлом году на импорт энергоносителей страна тратила 7 млрд. евро, то в этом году уже 19 млрд евро, а в будущем цена может вырасти до 29 млрд, то есть в 4 раза!

Очень беспокоит Венгрию и намерение ЕС ввести потолок цен на нефть и газ. «Я в университете изучал экономику, поэтому не могу поддержать это решение», — сказал министр Венгрии.

Изменение отношений с Европой породили ещё один вопрос: а как теперь будет называться в России бензин категории «Евро»? На что председатель правления, генеральный директор, ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков ответил: «Термин «евро» используют только журналисты. Мы используем термин «К», то есть «класс» бензина — третий, четвёртый, пятый. Так что тут ничего не изменится».

Вопросы консолидации электросетей обсудили на сессии «Повышение надёжности и качества энергоснабжения» представители Министерства энергетики РФ, Ростехнадзора, «Россетей», региональных профильных министерств и территориальных сетевых организаций.

Тема консолидации сетей – не новая. Это происходил и в советское время, это актуально и сегодня. Управление сетями малыми собственниками – территориальными сетевыми организациями (ТСО), порой нерадивыми, приводит к большим  проблемам, связанными с перебоями в энергоснабжении потребителей. Территориальные сетевые организации занимают 20 % сетевого рынка, но на их долю приходится 80 % всех аварий в сетях. Министерство энергетики выработало критерии, по которым определяется, может ТСО работать самостоятельно, либо должна пройти процесс консолоидации. Как сказал заместитель министра энергетики России Евгений Грабчак, первая волна консолидации уже прошла – из более чем 3000 ТСО осталось 2680. После второй волны останется 300-400. Консолидация нацелена на повышение надёжности и качества энергоснабжения потребителей. Опытом и проблемами консолидации поделились Министр промышленности и энергетики Чувашской Республики Александр Кондратьев, Министр энергетики и газоснабжения Приморского края Андрей Леонтьев, заместитель министра энергетики Московской области Ольга Роганова. Поддержку решению Минэнерго по консолидации высказал Член правления, первый заместитель генерального директора – главный инженер, ПАО «Россети» Андрей Майоров.

Во второй день работы состоялось также заседание клуба «Инновации в электроэнергетике». Специалисты обсудили вопросы создания и внедрения инноваций в эпоху санкций. Были высказаны разные мнения по поводу импортозамещения и импортонезависимости, высказывались предложения, как из технологически догоняющей стороны перейти в авангард, нужен ли нам технологический суверенитет и пр. Представители компаний отмечали, что у многих инновации есть, есть куча патентов на изобретения, но они дальше не идут – производители требуют заказы под патенты, без этого новые разработки никому не нужны. Нет полигонов для тиражирования технологий. Очень слабое взаимодействие между компаниями в сфере НИОКР – нет обмена знаниями и технологиями. Энергокомпании, особенно крупные, осторожно относятся к инновациям, потому что внедрение инноваций всегда приводит к снижению надёжности энергоснабжения.

Проблем много. Они обостряются на фоне резкого сокращения горизонта планирования – из-за нестабильной ситуации в мире. Тем не менее, энергетики понимают, что без инноваций и технологических прорывов никакого развития не будет. Руководитель энергетического бизнеса, En+ Group; генеральный директор, АО «ЕвроСибЭнерго» Михаил Хардиков отметил, что драйверами инноваций являются люди. И их надо привлекать в отрасль. Речь прежде всего о молодёжи, которую нужно увлечь, заинтересовать, подготовить. Сейчас обостряется конкуренция за людей между регионами и отраслями. И надо строить инновационную политику следует с учётом этих реалий.

Практически все участники дискуссии отмечали, что санкции побудили компании к поиску новых технологических решений и более активным действиям. «Когда наше государство ставят в жёсткие условия, мы либо начинаем создавать новые технологии, либо меняем бизнес-модель», — заметил заместитель генерального директора по производству и строительству – главный инженер ПАО «Т Плюс» Денис Уланов. С этой точки зрения нынешние санкции для нас – благо, добавил он.

Что касается инноваций, то это для нас – не благо и не продукт. Это – бизнес-модель. И строить свою работу надо, исходя из этого.

14 октября – последний день работы РЭН. По традиции он посвящён молодёжной повестке.