Уход ведущих иностранных игроков с российского электротехнического рынка заставил отечественных потребителей электротехнической продукции внимательнее присмотреться к отечественным производителям.

Оказалось, что они тоже что-то умеют и готовы заполнить освободившиеся ниши. Так на смену брендам Siemens, ABB, ShneiderElectric, Emerson, MitsubishiElecntric, OMRON и др. пришли КЭАЗ, ОВЕН, Электрощит-Самара, Таврида-Электрик, IEK, EKF и пр. Названные российские бренды и прежде были хорошо известны как внутри страны, так и за рубежом, но в переломном 2022 году их востребованность резко возросла.

В частности, директор по маркетингу EKF Анастасия Пинчуровасообщила, что по итогам минувшего года выручка компании выросла с 9,9 млрд. руб. до 15,1 млрд. руб. Это значительно больше, чем в предыдущие годы, хотя рост наблюдался и тогда.

EKF нацелена в 2025 году довести выручку до 36,5 млрд. руб., для чего потребуется не только расширение продуктовой линейки, но и нестандартные маркетинговые решения.

В настоящее время компания применяет различный инструментарий продвижения бренда, изготавливает и совершенствует продукты с учётом пожеланий потребителей, поддерживает активную связь с профессиональной аудиторией через Телеграм и другие соцсети, меняет подходы в общении с клиентами.

Главная ошибка российских производителей, продвигающих свой товар, состоит в том, что они говорят в основном “о железяках”. Ведущие зарубежные бренды говорят о людях, о том, какую пользу принесёт человеку тот или иной электротехнический продукт, чем он удобен и пр. – пояснила А. Пинчурова

Производитель электротехнического оборудования и решений на его основе EKF на сегодняшний день предлагает 17 тысяч наименований продуктов. Сотрудники компании организовали на территории Технопарка шоурум для журналистов, где продемонстрировали основные линейки электрооборудования, в том числе автоматические выключатели и распределительные устройства, трансформаторы тока, системы молниезащиты и “умный дом”, шкафы и инструменты для электромонтажа и многое другое. Показали лаборатории, где проходит испытания оборудование? изготовленное на заводах компании.

Как прокомментировал директор департамента развития бизнеса EKF Дмитрий Кучеров, уход лучших зарубежных компаний открыл российским производителям огромный рынок, но и создал ряд сложностей. Несмотря на то, что конкуренция на рынке есть (конкурентами EKF являются 75 компаний), некоторые ниши остаются достаточно свободными. Это связано с тем, что быстро нарастить и расширить номенклатуру не всегда представляется возможным. Основные причины – невозможность купить производственные станки и оснастку, ограничение трансфера технологий (многие из которых в России последние 30 лет не использовались), необходимость больших инвестиций в строительство новых производстванных мощностей, объективные проблемы с сертификацией. А главное, – дефицит инженерных кадров. Сейчас за каждого специалиста между компаниями разворачивается отчаянная борьба. EKF сотрудничает с техническими вузами, организует практики для студентов с перспективой привлечения будущих инженеров на свои производства.

Все вышеназванные проблемы решаемы, и EKF для себя уже определила стратегию и алгоритм действий. Прежде всего, делается акцент на замещение продукции инотранных брендов изделиями собственной разработки с улучшенными характеристиками. До конца 2023 года компания представит потребителям 40 новых товарных групп, а до 2025 года планирует довести локализацию производства до 50 %. В текущем году планируется двукратное расширение штата в отделе  R&D: планируется открытие трёх центров R&D в России и одного в Китае; существенно увеличены инвестиции в НИОКРы. Большое внимание уделяется цифровым решениям, что позволяет позиционировать компанию как современную, продвинутую и привлекать больше клиентов.

Среди приоритетных направлений – развитие готовых сервисных решений для клиентов и повышение доступности оборудования.

О стратегических задачах EKFрассказал директор по развитию Илья Кананыкин. Он отметил, что новые условия жизни требуют быстрой реакции бизнеса на возникающие вызовы. В связи с этим, потребовалась «внутренняя перестройка» – развитие на принципах 360, – нацеленная на то, чтобы каждый сотрудник понимал, какая задача стоит перед ним лично в общем контексте развития компании. Стратегическая перестройка потребовала организационно-структурной перестройки компании, что повлекло за собой изменения бизнес-процессов – они стали сквозными и моделируемыми. Внедрена система менеджмента качества – СМК.

Итоги 2022 года показали, что предпринятый в EKFновый подход к вопросам стратегического развития позволил существенно повысить вовлечённость сотрудников в работу. Как результат – прирост внедрений за этот год составил + 350 %.

Остаётся добавить, что EKF серьёзно относится к вопросам экологии и не отказывается от концепции ESG, что создаёт условия для расширения экспортной деятельности.

Журнал «Вести в электроэнергетике» продолжит рассказывать о российских промышленных и энергетических компаниях, сумевших устоять в момент критического для страны перелома, продолжающих развиваться и развивать отечественную экономику.