О совершенствовании регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию рассуждали участники «круглого стола», состоявшегося 16 февраля 2017 г. в Комитете Совета Федерации РФ по экономической политике. В дискуссии, организованной по инициативе Комитета, приняли участие представители обеих палат Федерального Собрания РФ, руководители профильных направлений Министерства энергетики РФ, Федеральной антимонопольной службы, Российского энергетического агентства, государственной  корпорации «Росатом», главы региональных органов власти и управлений по государственному регулированию  тарифов Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Дагестана, Крыма, Татарстана, Краснодарского края, Воронежской, Самарской, Свердловской, Мурманской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Рязанской, Магаданской и Ярославской областей, топ-менеджеры и ведущие специалисты ПАО «Россети», ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «МОЭСК», ПАО «РусГидро», ПАО «Интер РАО», ПАО «Квадра», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Рязанская энергосбытовая компания», АО «Системный оператор ЕЭС», ООО «Евраз Холдинг», ООО «Олимп», лидеры общественных и профессиональных организаций – «ОПОРА России», ассоциаций «НП «Совет рынка», «Совет производителей энергии», «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний», «Сообщество потребителей энергии» и др. Информационную поддержку осуществлял ведущий отраслевой журнал «Вести в электроэнергетике».

Как отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Виктор Рогоцкий, главным итогом дискуссии должна стать выработка рекомендаций по совершенствованию государственного управления в области тарифной политики. Следует отметить, что в ходе диалога прозвучало немало взвешенных, продуманных предложений.

Участники сосредоточили внимание на наиболее острых проблемах «тарифной жизни». В частности, заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Антон Эрдыниев отметил, что в настоящее время нерешёнными остаются две главные проблемы: перекрёстное субсидирование и «последняя миля». Эти «две беды» приносят массу экономических неприятностей как потребителям, так и электросетевому комплексу. Планы сократить уровень перекрёстного субсидирования вдвое провалились. В последнее время крупные потребители стали массово уходить из распредсетей в ФСК, напрямую подключаясь к магистральным сетям, где «перекрёстка» отсутствует. В результате тяжесть «перекрёстного субсидирования» ложится на плечи оставшихся предприятий и на распределительный электросетевой комплекс регионов, который недополучает средств на поддержание и развитие энергетического хозяйства. ПАО «Россети», на долю которого приходится 70 % потребителей страны, серьёзно занимается вопросами оптимизации, сокращает операционные и инвестиционные расходы. Но бесконечно снижать расходы невозможно, а государственная поддержка в нынешних экономических условиях невозможна. Поэтому проблему нужно решать на законодательном уровне.

Заместитель руководителя ФАС Виталий Королёв, в свою очередь, отметил, что в тарифной сфере складывается непонятная ситуация. Отсутствие единого подхода к формированию тарифов приводит к тому, что тарифные решения в разных субъектах РФ принимаются по-разному, в итоге тарифные надбавки по регионам разнятся в 10 и более раз. Такая чехарда мешает развитию энергетики. В связи с этим, возникла необходимость разработки эталонного метода расчёта сбытовых надбавок. ФАС разработала законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», цель которого – унифицировать подходы к установлению тарифов в различных сферах регулирования на основе единых принципов и методов тарифного регулирования. Сейчас по этому вопросу развернулась профессиональная дискуссия, в котором своё весомое слово должны сказать регионы.

В области передачи электроэнергии сегодня действуют более 1000 тарифов, подтвердил член Правления ПАО «Россети» Валентин Межевич. Такая ситуация негативно влияет на состояние электросетевого комплекса в целом. Дальнейшее развитие электроэнергетики невозможно без принятия долгосрочных тарифных решений. Необходимо продумать принятие долгосрочных тарифных соглашений между регуляторами и поставщиками энергии. Нужен закон о Соглашениях длительного срока действия. Представитель «Россетей» также обратил внимание на то, что сетевая составляющая в энерготарифе год от года сокращается: с 35 % в 2014 году она снизилась до 28 % в 2017-м и скоро достигнет своего предела, как и все виды оптимизации затрат, которыми активно занимается компания. Резерв оптимизации видится в консолидации электрических сетей и укрупнении электросетевых компаний. А также в коррекции законодательных актов, которые уже не отвечают требованиям текущего дня.

Надо ли снижать перекрёстку? – задался вопросом заместитель руководителя дирекции тарифообразования ПАО «РусГидро» Василий Киселёв. Может, её просто сделать прозрачной? Практика показывает, что необоснованные льготы вырабатывают у потребителей энергии потребительский подход. Отсюда – необоснованные заявки на техприсоединение, строительство ненужных мощностей и консервация невостребованных объектов, которая очень дорого обходится не только энергокомпаниям, но и в конечном счёте потребителям. Например, загрузка ЛЭП только высокого напряжения не превышает в среднем 30 %. А мы за линии платим полную цену.

На проблемы тарифообразования в сфере теплоснабжения обратил внимание первый заместитель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Аркадий Чернецкий. Он напомнил, что продолжается активное обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении», где предложен ряд весьма спорных нововведений. Этот закон напрямую затрагивает интересы субъектов РФ и может повлиять на социально-экономическое состояние регионов как положительно, так и отрицательно. В связи с этим, регионы должны предельно внимательно изучить документ и активно включиться в его доработку.

«Этот закон не от хорошей жизни разрабатывается, – прокомментировал председатель «круглого стола» В. Рогоцкий. – Он вызывает много вопросов, но это – лучшее из худшего, что есть». В. Рогоцкий заметил, что ещё над многим придётся подумать. Может быть, отдать всю тепловую генерацию регионам, ведь тепло – это социальная сфера, а губернаторы несут личную ответственность за социальную составляющую.

Несмотря на долгий разговор, участники сумели обсудить далеко не все вопросы. Поэтому им было предложено подумать о некоторых ключевых моментах на досуге и передать предложения в Комитет Совета Федерации по экономической политике.