В преддверии Российской энергетической недели – 2023 10 октября с.г. состоялась II Научно-практическая конференция «Территория энергетического диалога», организованная Российским энергетическим агентством Минэнерго РФ совместно с Росгонгрессом при поддержке Министерства энергетики России.  

Главная цель мероприятия – содействие научно-технологическому развитию отраслей ТЭК для обеспечения их стабильной работы и достижения технологического суверенитета в долгосрочной перспективе, — сказал, открывая пленарное заседание, глава РЭА Андрей Кулапин. Он отметил, что российская энергетика адаптировалась к мощнейшим вызовам современности – пандемии COVID-19 и масштабным санкциям. Сейчас перед нею стоит задача интенсивного технологического развития с целью сохранения статуса России как великой энергетической державы.

Многообразие технологических траекторий даёт возможность выбора, поиска оптимального пути достижения целевых показателей для страны при сохранении устойчивого экономического роста и снижении экологической нагрузки на окружающую среду. При этом для отечественного ТЭК важно не упустить из поля зрения критические технологии, которые гарантируют нам технологический суверенитет в ближайшем будущем и перспективные технологии, которые обеспечат нам развитие и технологический суверенитет в среднесрочном и долгосрочном будущем, — сказал руководитель РЭА.

Технологическое развитие энергетики зависит от изменений в топливно-энергетическом балансе. До 2050 года структурных сдвигов в энергобалансе не просматривается, тепловая энергетика по-прежнему будет занимать 60-65 %, — обратил внимание член Правления ПАО «Интер РАО» Алексей Маслов. Отсюда надо исходить при стратегическом планировании развития энергетики.

Усиление глобальной напряжённости требует обеспечения технологического суверенитета страны. «Интер РАО» планирует направить на модернизацию энергомощностей 1 трлн руб.

Уход зарубежных электротехнических компаний обнажил проблему отечественного энергомашиностроения. Мы слишком подсели на импорт, тормозя тем самым собственное технологическое развитие. Сегодня рынок западного оборудования и технологий для нас недоступен. Российские заводы заменить их не могут, надо решать те технологические проблемы, которые должны были быть решены у нас 30-40 лет назад. Сейчас «Интер РАО» занимается вопросами импортозамещения в кооперации с предприятиями  энергомашиностроения.

«Нам нужен не просто технологический суверенитет, а опережающие технологическое развитие», — считает заместитель генерального директора по проектному инжинирингу, устойчивому развитию и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро» Сергей Мачехин. «Русгидро» владеет всеми видами технологий в электроэнергетике, кроме атомных. Компания развивается за счёт экспорта технологий. Есть мировые компании. Которые ушли вперёд в технологическом развитии, но большинство стран «работают в нашем менталитете».

Он также затронул проблему продвижения «зелёной повестки» в России и мире, подчеркнув, что западная «зелёная» политика затягивает нас в пропасть. Нужно формировать свою повестку, с учётом развития своих технологий и своих финансово-экономических возможностей.

На текущем этапе необходимо также решить вопрос о создании научно-технологического центра.

Директор департамента поддержки новых бизнесов Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Дмитрий Байдаров, продолжая тему экспорта технологий, сообщил, что к 2030 году более половины объёма выручки корпорации будут приносить зарубежные проекты. Росатом удерживает лидирующие позиции в области атомной энергетики в мире, развивает новые виды бизнеса. Наиболее перспективным направлением становится развитие малой атомной энергетики. Сейчас над проектами малой АЭС трудятся многие страны. В России уже реализованы проекты строительства плавучих АЭС, строится наземная малая атомная станция.

«Росатом построил 34 атомных энергоблока за рубежом, тем самым тесно «привязав» страны к России, — продолжил тему ректор НИУ «Московский энергетический институт» Николай Рогалёв. Мы строим не просто атомную станцию, мы готовим кадры, которые обучаются в России. Познакомившись с Россией, иностранные студенты на всю жизнь сохраняют любовь к нашей стране. А это играет колоссальную роль в выстраивании политики стран.

Говоря о цифровизации энергетики, Н. Рогалёв отметил, что цифра должна приносить добавленную стоимость. Иначе она не нужна. Однако, как показывает анализ, пока ни в одной отрасли производительность труда от цифровизации не увеличилась.

То же можно сказать о технологиях улавливания СО2 на тепловых станциях.

Так, суперсверхкритические технологии сжигания угля и парогазовый цикл существенно повышают эффективность угольных ТЭС и улучшают экологичность станций. Но внедрение систем улавливания углерода снижают их эффективность на 12 %. При таком раскладе теряется смысл перехода на новые технологии сжигания топлива.

Что касается подготовки кадров, то нужна более глубокая интеграция вузов и производства, а также точный прогноз, какие технологии потребуются в перспективе, чтобы вузы готовили тех специалистов, которые нужны производству.

Говоря о финансировании науки, ректор МЭИ заявил, что поддержкой науки должен заниматься не бизнес, а государство. «Мы отчасти занимаемся инновациями, иногда делаем что-то такое, что используется в промышленности. Но главная наша задача – наука», — пояснил Н. Рогалёв.

Академик РАН, директор ЭНИН Сергей Филиппов затронул тему перехода к углеродной нейтральности. В России сформирована Стратегия низкоуглеродного развития до 2050 года, поставлена цель достичь к 2060 году углеродной нейтральности, только до сих пор не решён вопрос, надо ли всё это выполнять, В вопросах перехода к низкоуглеродной экономике надо решить три вопроса: зачем, каким образом, какой ценой? Мешать глобальному потеплению – чрезвычайно затратное мероприятие. Декарбонизация приведёт к резкому росту цен на электроэнергию, а развитие водородной энергетики в России, где полно природного газа, — просто глупость. Хотя бы потому, что на производство водорода уходит четверть энергии.

Вопросам развития распределённой и локальной генерации была посвящена профильная секция конференции.  В ходе дискуссии были подняты вопросы наличия технологий для малой энергетики, а также темы финансирования проектов, доступа к заёмному капиталу, регуляторных и административных барьеров.

В России действует 840 МВт изолированных мощностей. Многие из них нуждаются в модернизации, требуется также новое строительство. При этом малый и средний бизнес, который мог бы занять основную нишу в секторе рапредгенерации, после реализации нескольких инвестиционных проектов на удалённых территориях, приостанавливает участие в конкурсах – слишком тяжело и накладно идёт работа. Об этом говорили генеральный директор ООО «Арктик Пауэр Кэпитал» Владимир Тощенко, генеральный директор АО «НоваВинд» Виктор Назаров,  генеральный директор ООО «Группа ЭНЭЛТ» Алексей Кремер и другие. Участники дискуссии сказали также о том, что уровень технологий и оборудования, предлагаемые российской промышленностью, не отвечает требованиям проектов ни по эффективности, ни по надёжности. Промышленному сектору необходима серьёзная перенастройка.

Интересная дискуссия состоялась на панельной сессии «Энергетическая безопасность: приоритеты, решения, возможности». Были проработаны направления от кибербезопасности до ресурсной, экологической, технологической, безопасности физического функционирования отрасли, энергообеспечения потребителей и пр.

Президент ГК InfoWatch Наталья Касперская сказала, что за 2022 год объём кибератак вырос на 38 %. В первую очередь кибератакам подвергаются государственные организации, второе место занимает энергетика.

Цифровизация несёт как преимущества, так и большие риски, как краткосрочные, так и долгосрочные. И понимать это надо на уровне проектирования любого энергопроекта. В энергетике долгосрочные риски связаны с обрушением критической инфраструктуры. Борьбу с кибератаками надо начинать с анализа модели угроз и защищать не весь объект, так как это очень дорого, а наиболее опасные точки.

Заместитель министра энергетики РФ Эдуард Шереметцев рассказал о рисках внедрения искусственного интеллекта в энергетике. Они состоят в том, что ИИ в своих расчётах допускает вариативность, что в такой точной отрасли, как энергетика, неприемлемо. Поэтому во всех энергосистемах параллельно с цифровыми используются те инструменты и подходы, которые использовали предыдущие поколения энергетиков.

Более подробную информацию можно получить в ближайшем номере журнала «Вести в электроэнергетике».