Крайне жёстким оказалось обсуждение законопроекта № 508673-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло- и водоснабжения и водоотведения», подготовленного Министерством строительства и ЖКХ и вынесенного на «круглый стол» Комитета Государственной Думы РФ по энергетике.  

 В работе «круглого стола» приняли участие представители профильных государственных и бизнес-структур, профессиональных и научно-производственных организаций и объединений. Средства массовой информации были представлены федеральными и отраслевыми агентствами и изданиями, в числе которых – журнал «Вести в электроэнергетике» 

Вёл заседание председатель Комитета ГД по энергетике Павел Завальный. Он сразу предупредил: предлагаемый к рассмотрению документ «очень сырой,  аргументации нет». Задача экспертов – выявить сильные и слабые стороны законопроекта и внести свои предложения по доработке поправок. 

Законопроект нацелен на решение двух базовых проблем: улучшить ситуацию в сфере тепло- и водоснабжения за счёт качественного изменения форм организации предприятий ЖКХ и повысить безопасность энергоснабжения потребителей путём введения новых организационных мер. 

Представляя документ, советник Министра строительства и ЖКХ России Елена Солнцева акцентировала внимание на плохой работе ГУПов и МУПов, работающих в сфере коммунального хозяйства, их больших задолженностях перед энергетическими компаниями и предложила методы борьбы с недостатками. Так, разработчики законопроекта предлагают в течение полутора лет все 18 тысяч ГУПов и МУПов страны   трансформировать в казённые предприятия. Это  позитивно отразится на их деятельности и повысит ответственность владельцев. Кроме того, предлагается изменить подход к ресурсоснабжающим организациям, которые плохо справляются со своими обязанностями и допускают аварии, в пользу оперативного введения публичного управления. «Перехват» управления предполагает, что руководство возьмут на себя более умные управленцы, например, Гарантирующие поставщики. Публичное управление может продолжаться до 12 месяцев на возмездной основе. Если денег на оплату антикризисных мероприятий и вознаграждение не хватает, имущество МГУП будет выставлено на торги для погашения задолженности. 

«Это сладкий сон рейдера, – так  охарактеризовал законопроект заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Валерий Селезнев. – В законопроекте по сути предлагается механизм рейдерского захвата компаний. Я категорически против этого». С ним согласились практически все участники «круглого стола». 

Законопроект не вызвал положительной реакции у экспертов также потому, что он не только не решает проблем в сфере тепло- и водоснабжения/водоотведения, но и противоречит российскому законодательству, в том числе Конституции РФ. Кроме того, он делает отрасль тепло- и водоснабжения инвестиционно непривлекательной. Что же касается ликвидации аварий, то в стране сложилась практика успешной ликвидации аварий и борьбы с чрезвычайными ситуациями, в том числе и в сфере ЖКХ. Может быть вместо надуманных «перехватов управления» эффективнее использовать то, что есть? 

Заместитель руководителя Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Алексей Храпков высказал претензии, что из законопроекта полностью выведена электроэнергетика. Ведь в случае возникновения аварий на объектах тепло- и водоснабжения, главы муниципалитетов в первую очередь обращаются за помощью к электроэнергетическим компаниям. А потом возникают проблемы: после ликвидации ЧС проверяющие организации требуют от электроэнергетиков назвать источники покрытия затрат. 

Президент Ассоциации «НП Энергоэффективный город» Виктор Семенов согласился, что проблем  в сфере тепло- и водоснабжения очень много, их необходимо решать. Но предлагаемый  законопроект нацелен на борьбу не с причинами, а со следствием, заявил эксперт. Кроме того, тема профилактики аварий в документе не проработана вообще. А ведь специалистам понятно, что должна быть карта состояния объектов и территорий, которая отражает степень опасности возникновения ЧС. Анализ таких карт позволяет понять, куда именно нужно вкладывать средства, чтобы не допустить аварийных ситуаций, а где затраты пока не оправданны и т.д. 

Планы по ликвидации аварий должны прорабатываться заранее, а в период возникновения аварии – только адаптироваться к конкретной ситуации, — согласен зам. начальника управления перспективного развития и теплового бизнеса ООО «Газпромэнергохолдинг» Аркадий Хараим. Он также указал на противоречие законопроекта многим действующим в стране законодательным актам.  

О необходимости выработать чёткие критерии для принятия решений по введению «перехватывающего управления» высказался начальник Управления аудита и технологической экспертизы НП «Совет рынка» Сергей Анфимов. Из законопроекта не видно, каким механизмом определяется кризисный управляющий, с каким планом он приходит в компанию, насколько обоснованы понесённые им расходы?, — пояснил он. 

Своими предложениями и замечаниями по обсуждаемой теме поделились заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Сергей Есяков, генеральный директор Ассоциации ЖКХ и городская среда Алексей Макрушин, заместитель председателя правления Ассоциации ГП и ЭСК Рустам Гайфутдинов, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр тарифно-экспертного обеспечения» Николай Гаврилов, заместитель начальника Управления ФАС Елена Цышевская и другие.  

По итогам «круглого стола» будут выработаны предложения по доработке законопроекта и возможности его вынесения на слушания в Госдуме.