В Министерстве энергетики РФ появится новое подразделение – Департамент по лицензированию энергосбытовой деятельности. Об этом рассказала на пресс-конференции в медиа-центре «Российской газеты» статс-секретарь, заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко.  

 

«Впервые за много лет Министерство энергетики не сокращает, а увеличивает персонал – примерно на 35 человек», – отметила А. Бондаренко.

Это связано с введением обязательного лицензирования энергосбытовых компаний, пояснила она. Законодательная норма вступает в действие с 1 июля 2020 года. Замминистра уточнила, что пройти лицензирование действующие компании должны до 30 июня включительно.

Отвечая на вопрос журнала «Вести в электроэнергетике», А. Бондаренко пояснила, что лицензирование проводится централизованно – только соответствующим департаментом Минэнерго РФ. Создание региональных структур по выдаче лицензий не предполагается. 

Лицензия выдается бессрочно. Ее стоимость (госпошлина) составит приблизительно 50 тыс. руб., продление лицензии обойдется в 5 тыс. руб. Это – небольшие суммы для компаний, они не должны повлиять ни на увеличение сбытовой надбавки, ни на рост тарифа для потребителя. 

Лицензирование вводится прежде всего с целью наведения порядка на рынке сбытовых услуг, повышения финансовой дисциплины и качества обслуживания потребителей. Сегодня в России работает 1329 сбытовых компаний, в том числе независимых. Все они – очень разные и по ответственности перед партнерами, и по подходам к ведению бизнеса. Наряду с профессиональными организациями, на рынке представлены и вполне сомнительные структуры, поскольку зарегистрироваться в качестве сбытовой компании очень просто, набор требований предъявляется минимальный. Нередко недобросовестные сбытовые организации, собирая деньги с потребителей, оставляют их у себя, предпочитая не расплачиваться с ресурсоснабжающими организациями. Справедливости ради, стоит заметить, что долги растут не только по вине сбытовиков, но зачастую и по вине потребителей. В результате проблема неплатежей в стране остается крайне актуальной. Задолженность за производство и передачу электроэнергии на конец 2018 года на оптовом рынке составила 70 млрд руб., а на розничном – 280 млрд руб.!  

В пресс-конференции по лицензированию сбытового сектора принял участие также первый заместитель председателя комитета ГосДумы РФ по энергетике Сергей Есяков. 

Он отметил, что обязательное лицензирование сбытов будет способствовать формированию и развитию нормального розничного рынка. 

С. Есяков дал подробные ответы на ряд вопросов журнала «Вести в электроэнергетике». Он, в частности, объяснил, почему введение в действие Закона «“О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанные с лицензированием энергосбытовой деятельности» было отодвинуто с середины 2017 на середину 2020 года. Главная причина в том, что законопроект требовал существенной доработки и дополнительных согласований. В частности, недостаточно была прописана часть, касающаяся качества обслуживания потребителей. А ведь должны быть предусмотрены хорошие центры обслуживания граждан, потребитель должен иметь свободный доступ к информации (к сайту) о работе компании, видеть, как формируется сумма оплаты и куда уходят его деньги. То есть, компании, выходящие на рынок, должны обладать соответствующими технологиями и оборудованием. 

Большое внимание в ходе работы над законопроектом было уделено финансовой стороне деятельности энергосбытовых компаний.  

Кроме того, новый закон максимально «состыкован» с уже действующим законодательным документом — ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), что очень важно для гармонизации подходов к лицензированию и контроля за деятельностью компаний. 

За время «шлифовки» документ обновился на 80%! 

Закон о лицензировании сбытовой деятельности будет иметь позитивные последствия для всех добросовестных участников рынка, считает С. Есяков. Развитие здоровой конкуренции между сбытовыми компаниями будет способствовать формированию и развитию розничных рынков, что очень важно для регионов и для отрасли. Когда заработают розничные рынки – у потребителя появится возможность самостоятельно выбирать себе сбытового партнера. Причем смена будет происходить в кратчайшие сроки (сегодня сменить сбытовую организацию практически невозможно), как это принято в лучших мировых практиках.