2 июля 2021 г. Президент России В.В. Путин утвердил «Стратегию национальной безопасности до 2030 года». О том, как достичь поставленных целей, обсуждали вчера участники заседания «Новая стратегия национальной безопасности и её реализация в области промышленной политики», организованного Советом Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. В работе заседания принял журнал «Вести в электроэнергетике».

Открывая заседание, председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин подчеркнул, что в новой редакции «Стратегии» много внимания уделяется экономической политике. В связи с этим, важно определиться, всё ли нам в ней понятно? Как реализовывать заложенные идеи? Как, опираясь на «Стратегию», помочь нашей стране развиваться дальше?

Забегая вперёд, отметим сразу: все без исключения спикеры отмечали чёткость и правильность поставленных в Стратегии задач и полное отсутствие механизмов реализации. В качестве существенного недостатка было обозначено и отсутствие параметров. В предыдущей Стратегии (от 2015 года) параметры были. Во многом они оказались неверными, либо заведомо недостижимыми. Однако они давали какие-то количественные и качественные ориентиры, и в этом их ценность.

Темы, поднимавшиеся на Совете ТПП по промышленному развитию, напрямую касаются электроэнергетической отрасли: демографическое, пространственное, промышленное, научно-техническое развитие страны не только опирается на энергетику, но и определяет пути трансформации отрасли. Уровень обсуждения и состав участников позволили шире взглянуть на проблемы, имеющиеся в различных отраслях народного хозяйства, выявить общие причины их существования и предложить пути их решения.

О приоритетах национальной промышленной политики и роли ТПП в достижении национальных целей и задач сказал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. Он отметил, что по большинству из обозначенных национальных приоритетов система ТПП, которая насчитывает 178 палат во всех регионах России, уже работает. Из ряда ключевых направлений, о которых говорится в «Стратегии» и которыми плотно занимается ТПП РФ, спикер выделил три: повышение эффективности работы предприятий оборонно-промышленного комплекса, в котором сосредоточены значительные производственные мощности; работу с предприятиями топливно-энергетического комплекса по диверсификации бизнеса и научно-технологическое, инновационное развитие страны; развитие зеленой, экономики.

На последнем Д. Курочкин остановился подробнее. «Здесь переплелось очень много интересов, — констатировал он. — Но хотелось бы подчеркнуть, что низкоуглеродная экономика ― это вовсе не об экологии, не о природных ресурсах, как, может быть, некоторые думают. Это – о переходе к новому технологическому укладу, о развитии новых технологий, а главное, — о переделе рынков». В связи с этим, необходимо думать о достижении нового уровня развития, прежде всего, в обрабатывающей промышленности. И здесь очень важна роль профильных советов и комитетов ТПП РФ – по промышленному развитию и по финансово-промышленной, инвестиционной политике, комитетов ТПП по экологии и природным ресурсам, по энергетической стратегии и развитию ТЭК.

«Россия имеет огромный потенциал, продолжил тему нацбезопасности К. Бабкин. — У нас есть все необходимые базовые условия для динамичного развития, кроме правильной экономической политики. Мы живем при Конституции, в которой формально запрещена идеология, но фактически доминирует либеральная идеология, которая отрицает необходимость и возможность планирования, согласованного развития страны и, вообще, каких-то обществ.

С точки зрения либералов, которые сегодня определяют нашу экономическую политику, нужно бороться с инфляцией, добиваться стабильности, бежать за рейтингами и реагировать на какие-то внешние раздражители. Планирования, как такового, у нас нет. Отрицается сама его необходимость. В этом смысле появление «Стратегии национальной безопасности» ― уже важный факт, который нас должен вдохновлять».

В то же время «Стратегия» оставляет двойственное впечатление, добавил К. Бабкин, так как она имеет положительные и отрицательные моменты. Среди положительных ― сам факт ее существования, а также то, что безопасность в ней трактуется в широком смысле: уделяется внимание не только обороне страны, борьбе с терроризмом, информационной безопасности. «Стратегия» трактует безопасность общества, как комплексную задачу, включая такие темы, как сбережение народа, развитие человеческого потенциала, решение экологических проблем.

Много внимания в ней уделено экономическим проблемам. В частности, декларируется курс на построение независимой экономики, снижение зависимости от импорта в ключевых отраслях народного хозяйства. Отмечается повышение уровня продовольственной и энергетической безопасности страны, необходимость перехода от экспорта первичных ресурсов к их глубокой переработке. Делается акцент на развитие существующих и создание новых высокотехнологичных производств, а также на необходимость самостоятельного решения стоящих перед Россией задач.

Многие из этих постулатов находятся в противоречии с современной политикой Правительства РФ. В этом смысле «Стратегия» может служить опорой для исправления этой политики, а также для влияния на Правительство в том плане, чтобы оно вело более правильную политику, которая приблизит начало динамичного развития нашей экономики.

Среди минусов спикер назвал то, что в Стратегии почти не обозначено путей реализации продекларированных постулатов. Кроме того, ничего не говорится о необходимости снижения налогов и возврата денег, выведенных из страны. Как известно, резервные фонды сейчас достигают размера 18 трлн руб. За август эта цифра увеличилась еще на 250 млрд руб. В «Стратегии» накопление резервов преподносится как положительный факт, который укрепляет нашу безопасность. «У меня не укладывается в голове, как сознательный вывод из страны денег в огромных количествах, вложение этих средств в экономики других стран, причём зачастую тех, которые проводят курс на сдерживание развития России, укрепляют нашу безопасность? К сожалению, исправление этой проблемы в «Стратегии» не обозначено», — отметил К. Бабкин.

Говоря про денежно-кредитную политику, эксперт отметил: для того, чтобы в стране развивались фабрики и заводы, чтобы люди могли покупать необходимые товары, нужно развивать кредитование. Кредиты должны стать более доступными. Но в «Стратегии» делается акцент не на доступность кредитования, а на борьбу с рисками, чтоб люди не набрали много долгов. «Между строк я читаю: политика Центробанка будет прежняя — жёсткая, кредиты будут дороги, малодоступны и для предприятий, и для граждан. Будет сохраняться денежно-кредитная политика, фактически тормозящая развитие экономики», — резюмировал докладчик. И напомнил: в предыдущей редакции «Стратегии», выпущенной в 2015 году, указывалось, что Центробанк должен отвечать, в том числе, за экономический рост в стране. Сейчас эта фраза исчезла. Только стабильность и поддержание инфляции на низком уровне. А это путь в никуда.

Поэтому Торгово-промышленной палате, её профильным комитетам надо предлагать меры, направленные на решение таких фундаментальных задач, которые совершенно правильно обозначены в Стратегии, в документах, выпускаемых президентом, Госдумой и другими государственными органами.

«Опираясь на «Стратегию национальной безопасности», мы должны более решительно продвигать наши идеи, потому что все видим огромный потенциал нашей родины к развитию, к решению проблем, стоящих перед ней. Наша держава ― одна из мощнейших держав мира. Это заслуга наших предков, нашего народа. Мы не должны растерять это богатство, это достояние. Мы должны, стоя на мощном фундаменте, реализовать этот потенциал в нашем поколении и передать большой задел следующим поколениям», — завершил выступление глава Совета ТПП по промышленному развитию.

Очень хорошо, что структуры, которые занимаются государственной и общественной безопасностью, осознали, что безопасность — это не только ловля преступников, она касается всего, — отметил, в свою очередь известный эксперт по экономической политике, член научного Совета при Совете безопасности Российской Федерации Михаил Делягин. Он уверен, что деструктивные силы, разрушающие нашу страну с 1987-го года, будут разрушать ее и дальше. И если этот процесс не остановить, гордиться нам с каждым днём будет все меньше чем. Хорошо, что это понимание есть и у ряда государственных чиновников.

Говоря о национальной безопасности, М. Делягин также затронул тему перехода на низкоуглеродную экономику, согласившись с предыдущим докладчиком, что на самом деле речь идёт не об экологии, не о климате,  а о конкурентной борьбе, которая ведется против нас, за уничтожение целых отраслей российской промышленности. «Глобальное климатическое, экологическое мошенничество — это не безобидные вещи, которые нацелены на создание каких-то новых рынков.  Они прямо направлены на подрыв наших экспортных отраслей (и не только экспортных) и являются одной из угроз нашей национальной безопасности.

Новая «Стратегия» должна отвечать вызовам времени и полностью соотноситься соотнося с реальностью. Для этого в неё надо добавить требование ограничить финансовые спекуляции. Такое требование фундаментально для всех экономик, которые находятся на нашем уровне зрелости финансовой системы. «Мне лично, как участнику, некоторых финансовых рынков это будут очень неприятны такие ограничения, — признал М. Делягин, — но это необходимо по следующей причине. Критерий экономического суверенитета любого рыночного общества — это эмиссия денег по потребностям своей экономики. Одно из частных проявлений этого — дешевый кредит, о котором мы все так тоскуем. Если мы в сегодняшней ситуации просто сделаем дешевый кредит, как в 1992-м году, то деньги уйдут на валютный и на фондовый рынки. Но в реальном секторе: (а) мало что останется и (б) будет финансовая катастрофа. Поэтому все крупные страны, которые доходили до уровня зрелости нашей финансовой системы и потом становились развитыми (США, Япония, Германия и т.д.), достигали этого только, благодаря ограничению финансовых спекуляций. Кто этого не делал, (Латинская Америка, ЮАР и др.) остались неразвитыми.

Вторая угроза национальной безопасности —замораживание денег в федеральном бюджете. «Почти 18 триллионов, о которых говорил Константин Анатольевич, — это, простите, годовой бюджет России по доходам. И он заморожен. Это деньги не для России. Правительство на прошлой неделе одобрило бюджет на 2022-2024-й годы. Развития в нём не предусматривается. Темпы роста более, чем слабенькие. Но самое главное — главный функционал государства 7 трлн рублей будет заморожено еще за три года. То есть, деньги России не будут служить России. Так, где здесь безопасность нашей страны, когда развитие блокируется?», — задался вопросом докладчик.

В России сейчас начался бурный экономический рост. Но он касается 10% экономики – в основном, отдельных производств и отраслей. Плюс начала приносить плоды та накачка, которая шла в приоритетные отрасли с 2014-го года,. Государство серьёзно вкладывает в экономику. Два с половиной триллиона планируется инвестировать в ближайшие годы. Это прекрасная новость. Но тут вдруг выясняется: промышленность наращивается, а производство комплектующих уничтожено (имя спикером названо – ред.) ещё в первую половину 2000-х годов. В результате российские предприятия вынуждены получать даже простейшие комплектующие из-за рубежа. Но в последние годы зарубежные «партнёры» намеренно затягивают сроки поставок, тормозя наше развитие.

Ещё одна проблема связана с тем, что бурный экономический рост, начавшийся в отдельных отраслях, привёл к серьёзному разрыву в российском обществе. При советской власти у нас было относительно однородное общество и относительно однородная экономика. Мы могли пользоваться валовыми показателями, смотреть на ситуацию в целом. Сейчас целостной ситуации в не существует. Единства общества и экономики нет. Кроме того, возникла страшная беда в виде субсидиарной ответственности бизнеса, – это когда за чужие грехи отвечают не те, кто на самом деле виноват. И эту проблему тоже надо решать.

В стране нужно воссоздавать систему планирования, убеждён М. Делягин. В следующем году в России начнётся реализация огромных инфраструктурных проектов. Нельзя допустить, чтобы они реализовывались «кусочно-разрывочным» способом, так как это приведёт к большой потере денег даже без всякого воровства. Поэтому так важно водить комплексное планирование. Этого нельзя достичь в один день, как нельзя родить в один день систему профессиональной подготовки. Поэтому данными направлениями необходимо начать заниматься последовательно и системно. И начинать как можно скорее, ведь это напрямую касается нашей безопасности.

 

Стратегия национальной безопасности, утвержденная в новой редакции 2 июля этого года, дает промышленной политике очень четкие ориентиры, отметил руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе РФ Сергей Миронов. Главная задача Стратегии — обеспечить научно-технологическую и производственную независимость страны по всем критически важным направлениям. В условиях санкционного давления на нашу страну это становится важнейшим фактором национальной безопасности. Для этого, конечно, требуются опережающие темы импортозамещения.

Закон «О государственной промышленной политике» был принят с большим опозданием — только в 2014-м году. В нем мало конкретики и очень много рыночных заблуждений. К счастью, правительство постепенно освобождается от устаревшей монетаристской идеологии и пересматривает экономическую роль государства, восстанавливает государственные функции по целеполаганию и программированию развития страны. Благодаря этому, нам удалось преодолеть период пандемии без особо серьезных потерь.

Закрытие производств, нарушение на этой почве поставок, несанкционная работа и так далее нанесли нашей экономике меньше вреда в целом, чем ожидалось.

Сегодня активно используются инструменты государственной промышленной политики, такие как развитие системы государственных закупок в стратегических отраслях, венчурное финансирование, гарантии по займам, различные преференции, защитные пошлины, поддержка экспорта, стимулирование инициатив частного сектора в инновационной сфере, частного государственного партнерства.

С. Миронов отдельно остановился на таком стратегическом направлении нацбезопасности, как воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эта тема ему, как инженеру-геофизику эта тема особенно близка и знакома. Он напомнил, что почти 50% всего дохода в бюджет дает минерально-сырьевой комплекс.  При этом профессионального Министерства геологии в стране нет «Я не буду критиковать ни нынешнее Министерство природных ресурсов, ни Росгеологию. Попросту могу сказать, что они не управляют данной отраслью, не умеют управлять и никогда не смогут», констатировал докладчик.

В области полезных ископаемых политика государства нацелена на проедание запасов.  Поисковый задел у нас практически исчерпан.

По 12 из 29 видам импортируемых твердых полезных ископаемых работы не проводятся вообще. У нас есть богатейшие месторождения. Но всё лежит, потому что бизнес туда не идёт. На начальном этапе туда может вкладываться только государство, а государство этого не делает, в том числе от незнания, от неумения.

В самое ближайшее время ожидается дефицит по 21 виду важнейших полезных ископаемых. Без отраслевого министерства справиться с этим вызовом невозможно.

Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов затронул такие сложные темы, как демография и пространственное развитие. Он сказал, что в результате распада СССР наша страна осталась с бедностью и огромной зависимостью от импортных поставок. При этом на обломках нашей экономики 30 лет жирела мировая финансовая система. Сейчас благие для неё времена меняются. Но чтобы развивать собственную экономику, надо ставить перед собой самые амбициозные задачи. Мы должны думать не об импортозамещении, а об импортонезависимости, производить продукцию планетарной стоимости, а не кормить чужие фирмы. В «Стратегии нацбезопасности» об этом тоже говорится. Однако не сказано ни слова о том, насколько и в какой период наша промышленность станет импортнонезависимой, какая доля импорта будет для разных отраслей производства допустимой?

«Сегодня речь идёт о национальных целях развития, — сказал в заключении Ю. Крупнов. — Это значит, что в обозначенный период должна в пять-семь раз улучшиться жизнь нашего населения за счет того, что в 10-20 раз лучше будет развиваться промышленность. Другого пути нет. Для этого необходимо создавать новые национальные индустрии, которые производят планетарную стоимость, то есть продукцию и услуги, достойные мирового уровня».

Действительный советник РФ 1-й степени Аркадий Самохвалов, отметив, что одной из тем «Стратегии» является зависимость от экспорта углеводородов, напомнил, что «Советский Союз кончился из-за увлеченностью не добавленной стоимостью, а экспортоориентированностью».

Но с тех пор ничего не изменилось: мы всё также успешно сидим на трубе и радуемся. Хотя от того, что мы наращиваем производство и экспорт сырья, нет соответствующего прироста ВВП в силу того, что даже добавленной стоимости в добыче намного меньше, чем от переработки. И вот результат: с 2001 года по настоящее время экспорт и добыча сырья в стране росли, а экономика, начиная с 2001 года, свои темпы роста непрерывно снижала.

То есть, с точки зрения роста экономики нужно наращивать производство, а не экспорт сырья, если мы хотим развивать страну. Но ориентация на рост добычи и экспорт продолжается.

Почему всё это происходит? С этим надо разобраться. В новой стратегии хотя бы должны быть обозначены причины того, почему это не остановлено до сих пор? Только тогда мы сможем использовать все государственные инструменты, позволяющие сделать рост экономики не сказкой, а былью.

По мнению председателя Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимира Гамзы, чтобы достичь поставленных в Стратегии нацбезопасности целей в промышленном секторе, необходимо распаковать «кубышку» (государственные резервы), которая на сегодняшний день насчитывает в рублях и иностранной валюте 127,5 триллиона рублей.

Зарезервированные в бюджете деньги можно использовать для инвестиций. Но чтобы эта кубышка не ушла на валютный рынок и зарубежные офшоры, нужно создать сооветствующий финансовый инструмент. Во всём мире таким инструментом являются инвестиционные банки, которых в нашей стране нет, как класса. Все наши банки- кредитно-депозитные учреждения. Поэтому эта кубышка накапливается, но в экономику практически не идет.

Присоединившийся к дискуссии дистанционно академик РАН Сергей Глазьев сказал, что новая Стратегия национальной безопасности очень хороша, но, как и предыдущая, далека от реальной жизни.

В новой Стратегии правильно говорится о том, что необходимо развивать финансовую банковскую систему. Но у нас колоссальная недомонетизация экономики в рублях, уровень кредитования крайне низок, в разы ниже, чем в передовых странах.

Отрадно, что в Стратегии заложен правильный тезис о том, что необходимо добиваться доступности долгосрочного кредитования, устойчивого роста реального сектора на основе высоких технологий. А для этого под инвестиции нужно разворачивать специальные инструменты рефинансирования со ставками на уровне 1-2%, сочетать всё это со стратегическим планированием.

Тезис о повышении эффективности управления экономическим развитием должен быть развернут на основе комплексного системного подхода. Темпы роста должны быть не ниже среднемировых.

С. Глазьев проинформировал участников заседания о том, что в Евразийском экономическом Союзе главы государств поставили ориентир: добиться 5% прироста валового продукта в текущем и следующем году. Но политика Центрального Банка России ведет к повышению ключевой ставки, отказу от использования специальных инструментов рефинансирования, и полной пассивности в стимулировании инвестиционной активности и кредитования, что может привести нашу экономику к жесткой посадке.

Только в следующем году ожидается снижение на полтора-два процента по причине неадекватной денежно-кредитной политики. Мы всё больше и больше отстаем.

Чтобы реализовать цели, обозначенные в Стратегии национальной безопасности, нужна не столько декларация, сколько принципиально новая экономическая политика. Мы можем развиваться в два-три раза быстрее, если будет выстроено правильное сочетание стратегического планирования и денежно-кредитной политики на основе частного и государственного партнерства.

Константин Бабкин: Спасибо, Сергей Юрьевич. Еще раз мы получили яркое подтверждение этой мысли, что стратегия правильная, но в ней нет механизмов реализации, внутренне она противоречива, и наша страна обладает огромным потенциалом, но не хватает внятной, понятной действующей стратегии. Будем двигаться к ее появлению.

Каширин Александр Иванович, заместитель председателя научно-технического совета госкомпании «Ростех», руководитель Центра открытых технологий компании «Ростех». Пожалуйста, Александр Иванович.

Особенности современного этапа экономического развития проанализировал заместитель Председателя Научно-технического совета ГК «Ростех», руководитель Центра открытых инноваций ГК «Ростех» Александр Каширин.

Он рассказал о новых явлениях в экономике, появлении компаний-единорогов и нового сектора в глобальной экономической системе — малых инновационных компаний, заявил о необходимости сразвития инновационных центров глобального превосходства, обладающих уникальными технологическими компетенциями.

Инновационные центры – это точки инновационного роста. Они уже действуют – в вузах, стартапах, корпорациях, НИИ, в целом по регионам. Но их надо идентифицировать, понять, сколько их у нас и помогать им развиваться. Не менее важно ставить правильные задачи опережающего развития, и в ходе решения этих задач формировать такие центры, привлекая в них компетентносные команды в том числе из-за рубежа. С участием таких центров можно реализовывать программы опережающего инновационного развития, — региональные, отраслевые, в целом по стране. Это новый подход, который поможет достичь целей по развитию инновационной экономики.

Генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматуллин перевёл взор аудитории от инноваций к делам земным.  Он заметил: Россия каждый год закупает импорт на 24 трлн руб. Почти половина из этого (11 трлн руб.) – не инновационные, а самые обычные товары, которые производит малый и средний бизнес. Только это зарубежный бизнес, а не российский. Все мероприятия по развитию малого которые ни к чему не приводят.

Своими мыслями по промышленному росту страны и предложениями по решению проблем поделились президент компании Zenden Group   Андрей Павлов, президент Ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров, президент Российского союза химиков Виктор Иванов, руководитель отдела аграрной политики и прогнозирования развития АПК ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ Андрей Колесников и другие. Они говорили о том, что волнует – об экономике простых вещей, проблемах производственного сектора, миграции, состоянии отраслевой науки, несовершенстве налогового законодательства, псевдоподдержке малого бизнеса, будущем углеводородной энергетики и бедности населения.

«Мы видим наслоение одной проблемы, второй, третьей, четвертой… , — сказал, подводя итоги дискуссии, Константин Бабкин.- И всё же в каждом выступлении красной нитью прошло, что все может и должно быть гораздо лучше, для этого есть рецепты. Просто эти рецепты мы пока не видим в государственных документах и в реальном воплощении. Но, есть уверенность, — они там окажутся. И мы — реалисты, предлагающие конкретные меры, будем этому содействовать»

Предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии войдут после согласования в пакет решений, который будет направлен в профильные государственные структуры.