Опытом работы в области ветроиндустрии поделились специалисты зарубежных компаний в рамках онлайн-вебинара «Передовые технологии O&M (управление и обслуживание) в ветроэнергетике», организованного Российской ассоциацией ветроиндустрии (РАВИ).

В онлайн-вебинаре принял участие журнал «Вести в электроэнергетике».

О реализации проектов ветроэнергетики в крупнейшем промышленном регионе Испании – Стране Басков — рассказал менеджер проектов энергетического кластера Маркос Суарес. «Ветер – будущее электроэнергетики», – убеждён он.

Он пояснил, что в данном регионе развито мощное промышленное производство, основанное на совокупности лидерства глобальных игроков, таких как: Iberdrola и Siemens Gamesa Renewable Energy, инноваций и компетенций по управлению цепочкой поставок.

Страна Басков является домом для 100 компаний, конкурирующих в различных областях ветроэнергетической цепочки с добавленной стоимостью, с чётким акцентом на технологии и инновации, как ключевым фактором их конкурентных преимуществ.

В Стране Басков расположены штаб-квартиры мировых лидеров рынка ветроэнергетики, таких как Iberdrola и Siemens Gamesa, и производители компонентов для ветрогенераторов.

Баскские компании полностью покрывают потребности рынка товаров и услуг, изготавливают компоненты, оборудование для ветроустановок всех видов, фундаменты для морских ВЭУ.

Большими знаниями и опытом обладают сервисные компании, которые тесно взаимодействуют между собой, что позволяет лучше решать технические и технологические вопросы ВЭУ.

Особое внимание уделяется НИОКРам. К наиболее значимым научно-технологическим исследованиям обязательно привлекаются производственные компании, как регионального, так и международного уровня. Темы НИОКРов разнообразны – от создания антикоррозионной защиты, разработки новых фундаментов морских ветроустановок до цифровизации установок (разработка датчиков, контроллеров и пр.), что способствует повышению качества сервисного обслуживания и эффективности работы ВЭУ.

О том, как выбрать наилучшую стратегию по эксплуатации и обслуживанию ВЭС, рассказал менеджер по продажам компании Ingeteam Service, специализирующейся на обслуживании электростанций, Луис Морено. Для России, где на разных стадиях находится строительство 200 ветропарков мощностью от 200 до 600 МВт, выбор стратегии – ключевой вопрос.

«Выбор стратегии зависит от сбора и управления данными», – подчеркнул спикер.

Управление данными, судя по всему, является своего рода Святым Граалем в работе ветряных электростанций.

Эти данные существовали всегда, но теперь, когда растёт понимание того, для чего они могут быть использованы, они становятся важнее, чем когда-либо ранее. С появлением на рынке новых компаний по обработке данных SCADA и OEM-производителей, предлагающих услуги, основанные на использовании искусственного интеллекта, становится ясно, что интерес к управлению данными неизменно растёт.

Докладчик заострил внимание на анализе некоторых преград, с которыми сталкиваются компании, вовлечённые в управление данными.

«Мой опыт работы с менее зрелыми рынками в О&М показывает, что владельцы активов, как правило, придают большее значение CAPEX (капитальным затратам), так как без выполненного проекта управлять будет нечем. Однако такое мышление может привести к значительной недооценке влияния OPEX (операционных затрат) на проект», – подчеркнул Л. Морено. Между тем, учитывая общий срок реализации проекта, OPEX может дойти до 70% стоимости первоначальных инвестиций в CAPEX. Но ещё важнее то, что OPEX является рычагом, с помощью которого владелец актива может сбалансировать прибыльность ветряной электростанции в течение 85–90% срока службы проекта.

Следовательно, важно не только придать то значение OPEX, которого он заслуживает, но и сделать это с самых ранних этапов разработки проекта, с точки зрения операционной стратегии и на протяжении всего жизненного цикла проекта.

На этапе разработки проекта является нормой заключение контракта с производителем OEM на первые годы O&M (как правило, на 2–5 лет), с гарантийным сроком. Однако такая модель ставит владельцев активов перед сложным выбором на последнем году гарантийного срока, для принятия которого, они редко обладают достаточной информацией. Эта ситуация равноценна «прогулке по доске», когда ни один из сценариев не является желательным, при этом решение принимается в силу обстоятельств, а не на основе данных. Срочность принятия решений никогда не является правильной движущей силой. В данном случае, должны быть использованы данные, имеющиеся на электростанции, для принятия решения о том, какой вариант O&M является наиболее оптимальным.

Становится очевидным, что необходимо разработать стратегию управления OPEX и что имеющиеся данные будут иметь решающее значение для принятия оптимального решения. При этом необходимо избегать инфоксикации, подчеркнул Луис Морено.

Он обозначил ряд важных аспектов, которые нужно учитывать при управлении данными. Среди них:

a) многоязычие. Управляя парками ветряных турбин от различных разработчиков и даже с различными платформами в рамках одного и того же производителя, компании сталкиваются с данными, представленными совершенно по-разному. Поэтому даже при работе с отраслевыми стандартными типами данных (OPC DA), необходимо иметь возможность обрабатывать несколько «списков типов ошибок» с различными категориями. Нужно быть готовыми к интеграции и стандартизации этих данных в общую модель.

б) Источники информации. Зачастую, ветряная турбина SCADA рассматривается в качестве основного источника. SCADA позволяет нам получить сигнал тревоги и узнать причину каждого инцидента, зарегистрированного ветряной турбиной. Однако существуют и другие источники информации, которые столь же актуальны, как и этот:

  • CMMS(Computer Maintenance Management System). Информация, связанная с задачами технического обслуживания (заказами на выполнение работ), является ключевой, поскольку она обеспечивает ясность того, какие действия были предприняты для устранения неисправности, сколько времени это заняло, какой персонал был назначен и т.д. Эта информация обеспечивает полный обзор остановок турбины, позволяя пойти дальше в анализе информации;
  • Логистика. Наличие информации компании о потреблении запасных частей поможет при составлении прогнозов потребления, определении уровня запасов, точек заказа и т.д.;
  • Профилактическое обслуживание. Такое как: анализ вибрации, анализ масла и т.д., должно рассматриваться как важнейшая часть O&M, интегрирующая информацию в рамках систем CMMS, что облегчает принятие решений. Для такого большого объёма данных, связанных с обслуживанием, следует рассмотреть модель интеграции данных;
  • Собственные Операционные Данные.Во многих случаях собственник актива осуществляет ту или иную форму операционной деятельности. Данные, собираемые этими операторскими ресурсами, должны быть интегрированы в ту же систему, что и все другие операционные данные;
  • Рынок.При рассмотрении сценария, когда проекты всё больше и больше ориентируются на общие цены на энергию, наличие информации о них в режиме реального времени, является критически важным для анализа как предыдущих, так и будущих итоговых позиций на энергетическом рынке;
  • Бюджет.Для оптимальной работы мы должны иметь возможность анализировать назначенный бюджет в сравнении с фактическим бюджетом в режиме реального времени и обеспечивать полное понимание отклонений от плана.

в) Объём данных. Новые модели турбин генерируют всё больше и больше данных в рамках SCADA. И если рассматривать интеграцию большого количества данных в дополнение к тому, что генерируется турбиной SCADA, нужно быть готовыми иметь системы, которые могут управлять огромными объёмами данных.

Электронные таблицы, которые исторически использовались для построения кривых мощности, должны уступить место современным системам баз данных, которые позволяют хранить информацию и управлять ею гибким и точным способом и, которые со временем «обучаются» с помощью машинного обучения, чтобы гарантировать отфильтровывание ошибочных данных.

Таким образом, чтобы иметь возможность управлять всеми источниками данных и связанными с ними объёмами, в контексте определённой операционной стратегии, должны существовать системы, позволяющие эффективно подключать все источники данных, доступные во время работы. При управлении системой нельзя довольствоваться одним источником, который, как это ни важно, не позволяет получить полный её обзор.

Необходимо быть настороже, чтобы избежать инфоксикации данных, чистые данные не имеют смысла, пока не будет принято никаких оперативных решений, направленных на захват и их использование для получения реальной ценности, которую они представляют. Если это будет достигнуто, то данные действительно станут союзником при принятии стратегических решений. Кроме того, появление новых парадигм, таких как: IoT и расширение сенсорной системы, влияет на нашу способность ещё больше положиться на цифровые данные.

«Готовность к управлению данными это не опция, а необходимая адаптация к цифровой среде, в которой мы живём и движемся вперёд всё быстрее и быстрее с каждым днём», – резюмировал докладчик.

Отвечая на вопрос журнала «Вести в электроэнергетике» по наличию и созданию международных стандартов в области ветроиндустрии, Луис Морено сказал, что существуют международные стандарты доступности, эксплуатации, сроков службы ветропарков. Ими руководствуется компания Ingeteam Service в своей деятельности. Кроме того, есть потребность в новых стандартах по разным секторам ветроиндустрии.

Новым решениям для автоматизированного анализа инфраструктуры в области возобновляемых источников энергии посвятила своё выступление менеджер по международным связям компании ALERION  Technologies Анастасия Курилкина.

ALERION – это компания-поставщик услуг с использованием дронов, на рынке возобновляемой энергетики работает с 2015 года. За это время компания хорошо изучила проблемы и задачи ветроэнергетики и пришла к выводу, что существующие методы инспектирования как традиционными технологиями, так и с помощью дронов, дороги и неэффективны. В связи с этим, ALERION разработала лазерную навигационную систему, которая позволяет проводить недорогие высококачественные инспекции лопастей ветрогенераторов в режиме реального времени, что позволяет компаниям существенно сократить расходы на эксплуатацию ВЭУ. За один облёт дрон может провести инспекцию всех трёх лопастей ветрогенератора.

Отчёт, полученный с дронов, указывает, когда необходимо проводить ремонт лопастей, даёт оценку критичности состояния оборудования, информирует о продлении срока службы и т.д.

Кроме бесконтактного инспектирования, ALERION предлагает контактные технологии осмотра лопастей – с помощью так называемой роботизированной руки.

«Роль технического обслуживания в управлении жизненным циклом ветроэлектростанций: обмен опытом» – тема выступления представителя компании Aeroblade Хосе Игнасио Ллоренте. Компания специализируется на разработке технологических решений и обслуживании лопастей ветрогенераторов на протяжении всего срока их работы.

Опыт компании на рынке показывает, что основными вызовами ветроэнергетики на сегодняшний день являются растущие мощности ВЭС, задача поддержания цен на одном уровне, старение ВЭУ, появление цифровых технологий. Всё это меняет подходы к техобслуживанию ВЭУ.

Aeroblade разработала систему эффективных технологических решений, позволяющих увеличивать срок службы ветропарков с традиционных 15–25 до 40 лет.

Взглядом на настоящее с видом на будущее в части установки и обслуживании бескрановых площадок поделился менеджер по продажам компании Liftra, которая занимается проектированием, инжинирингом, производством и эксплуатацией подъёмно-транспортных решений для мировой ветроэнергетики, Джон Валдивиелсо.

Широкая информация по ВИЭ, основанная на собственном опыте, анализ подходов к организации ветроиндустрии, представленные зарубежными экспертами, безусловно, оказались полезными российским энергетическим, инжиниринговым, надзорным компаниям и организациям, предприятиям по обслуживанию ВЭС, инженерных сетей и коммуникаций, производителям WTG и лопастей, девелоперам и потенциальным участникам ветроэнергетической отрасли.

Спикеры ответили на многочисленные вопросы участников онлайн-вебинара, а также выразили готовность и в дальнейшем делиться своими знаниями и опытом с российскими коллегами.