Последствия принятия Парижского соглашения для российской экономики обсудили вчера участники совместного заседания комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии и комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК. 

В работе приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства энергетики, Министерства природы, Минэкономразвития, Росгидромета, крупных энергетических и промышленных компаний и корпораций, ученые, эксперты, руководители профессиональных союзов и организаций. К участию был приглашен журнал «Вести в электроэнергетике».

Открывая заседание, председатель комитета ТППРФ по природопользованию и экологии Сергей Алексеев отметил, что задача заседания – оценить, как повлияет действие Парижского соглашения (ПС) на экономику России, какие мы видим риски на долгосрочную и краткосрочную перспективы, как следует выстраивать внутреннюю и внешнюю политику в части климатической повестки и каким образом защищать интересы страны в рамках ПС. 

Сразу отметим: заседание было жарким. Градус дискуссии зашкаливал, что объясняется неоднозначностью и многослойностью самой темы. Поначалу безобидное, аморфное, построенное исключительно на принципах добровольности Парижское соглашение по климату, нацеленное на возможное решение проблемы глобального потепления, на глазах стало превращаться в законодательного монстра, в инструмент давления на страны, обладающие запасом природных энергоресурсов, с целью ослабления государственных экономик путем уничтожения национальной промышленности. 

В сентябре 2019 г. премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о принятии Парижского соглашения. Экспертное сообщество отнеслось к этому по-разному: кто-то расценил ее как серьезную возможность доносить позицию России на важнейших международных площадках и отстаивать экономические интересы, а кто-то счел ратификацию документа серьезным промахом, имеющим далеко идущие негативные последствия. 

Директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Михаил Сонин отметил, что, принимая Парижское соглашение, Россия, как и другие страны, в первую очередь, руководствовалась своими национальными интересами. Сегодня происходят большие технологические изменения в энергетическом, промышленном и транспортном секторах страны. Неслучайно Минэкономразвития вкладывает в экологическую повестку в первую очередь технологическое развитие.  

В то же время в министерстве есть понимание, что Парижское соглашение может использоваться и как инструмент недобросовестной конкуренции. В связи с этим, задачи и действия российского бизнеса и государства в отстаивании своих позиций должны быть сбалансированными. 

В 2020 г. начинается активная фаза реализации ПС, добавил М. Сонин. Минэкономразвития подготовило План адаптации к климатическим изменениям, а также ряд документов законодательного и нормативно-правового характера. В Правительство внесен проект Указа Президента Российской Федерации об ограничении выбросов парниковых газов. В ближайшее время туда же на согласование будет направлен проект Стратегии низкоуглеродного развития. 

Некоторые участники заявили о том, что хотели бы знакомиться с проектами Минэкономразвития до их принятия, чтобы была возможность вовремя исправить ошибочные посылы. Излишняя закрытость мешает созданию эффективных документов. Так, разработанный министерством проект Закона «О государственном регулировании парниковых газов», получился крайне неудачным. К тому же противоречит Конституции страны. Есть вопросы, особенно экологические, которые требуют публичного обсуждения. 

О том, как решает экологические задачи, в том числе и обозначенные в декларации ПС, энергетическая отрасль, рассказал заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Петр Бобылев. Он напомнил, что Россия как энергетическая держава занимает лидирующие позиции в мире по добыче и экспорту углеводородного топлива. Важно отметить, что страны, которые опережают нас в рейтинге по отдельным позициям (США, Китай, Индия), намного превышают Россию по народонаселению. Это говорит о том, что малыми силами мы можем решать большие задачи. 

Министерство энергетики активно участвует в реализации экологической повестки, в том числе и в части ограничения выбросов парниковых газов. В этом плане заметные результаты достигнуты в электроэнергетической сфере: при росте электропотребления до 1 трлн 300 млрд кВт выбросы ПГ в стране за последние 5 лет снизились на 6,5%. 

Большое внимание уделяется внедрению чистых и наилучших доступных технологий на угольных станциях. В то же время западные оппоненты негативно относятся к угольной энергетике, требуя заменить ее на ВИЭ. В этом направлении предстоит непростая работа. 

Парижское соглашение дрейфует в сторону диктата, констатировал руководитель подкомитета по климатической политике Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН Сергей Рогинко. Он проанализировал Конструкцию Парижского соглашения, обратив внимание на профанацию заявленной цели. Теперь она состоит том, чтобы добиться от стран взятия дополнительных и зачастую неподъемных обязательств. В частности, если страна взяла обязательства сократить выбросы парниковых газов на 30%, то Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) начинает требовать сокращения на 45% (не принимая во внимание, как это отразится на промышленном потенциале страны), а в Программе ООН по окружающей среде (ЮНЭП) вообще закладывается 50%.  

В рамках ПС создается система «стимулов», позволяющая брать немалую плату за любые выбросы (кто-то из зала заметил «за то, что дышим»), вводятся фейковые инструменты в виде «сопутствующих выгод от действий по адаптации, от экономической диверсификации» и пр., имеющие целью одно: давить на страну путем всевозможных финансовых ограничений и иных запретов. В числе требований – ограничить до нуля уголь на электростанциях, снизить добычу и использование нефти и газа и т.д. В рамках разрушения промышленного потенциала России ставится еще одна цель: не допустить инвестиций в российский топливно-энергетический комплекс. 

«Мировые финансовые группы будут ограничивать инвестиции в промышленность независимо от того, является страна стороной Парижского соглашения, или нет», — возразила заместитель директора Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Лариса Корепанова. Мировая экологическая повестка в любом случае будет ужесточаться, странам, не выполняющим экологических обязательств, кредиты будут выдаваться под высокие проценты, для товаров, выполненных из сырья стран, не имеющих инструментов регулирования парниковых газов, будут водиться завышенные таможенные тарифы и т.д. А Парижское соглашение – это лишь вишенка на торте, реализация того тренда, который сейчас развивается в мире. 

Парижское соглашение – сугубо политический продукт, убежден профессор НИУ «Московский энергетический институт», д.т.н. Игорь Мазурин. Он подчеркнул, что все климатические конвенции, принимавшиеся в мире, не имеют фундаментальных основ. Научная база в них заменяется гипотезами, на основе которых возникают реальные риски и убытки. Иногда проводники климатических идей скатываются до откровенного вранья. Врут, например, что парниковые газы живут 50 тысяч лет. На самом деле они распадаются за два года.  

И. Мазурин подчеркнул, что многие климатические проблемы создаются искусственно и провел параллель между Парижским соглашением и Монреальским протоколом от 1987 г. по веществам, разрушающим озоновый слой.  Тогда навязывалась мысль о неизбежности озонового голода к 2020-м годам. Сегодня источником глобального потепления называются парниковые газы, тогда источником зла был назван фреон. Спустя время стало известно, что целью «озоновой акции» был захват США мирового холодильного рынка.  

Пока Америка решала свои вопросы, Россия, выполняя Монреальский протокол, прекратила развитие собственных технологий, предусматривающих использование фреона (некоторые утратила безвозвратно), развалила собственное законодательство (допустив недопустимые прецеденты), систему санэпиднадзора (впоследствии мы обнаружили, что погрязли в мусоре и вынуждены строить дорогостоящие мусоросжигающие заводы), потопила подводную лодку, заменив запрещенные элементы разрешенными, но не подходившими технологически. Заблокировала прорывные технологии в энергетике и в совокупности обеспечила себе потери на перспективу по 40-50 млрд руб. в год. Именно столько не дополучает сегодня, и еще долго будет не дополучать российский бюджет из-за выполнения условий Монреальского протокола.  

Парижское соглашение имеет все недостатки Монреальского протокола. Принятые за основу условия ПС, основанные на не полном научном знании, могут нанести огромный ущерб нашей стране и приведут к гигантским убыткам в перспективе, выразил опасения ученый. 

Парижское соглашение – вопрос не про экологию, а про суверенитет стран с углеродной экономикой, считает генеральный директор ООО «ПЦВ», эксперт Комитета Государственной Думы по энергетике Андрей Калачёв. Россия имеет имидж экологически неблагоприятной страны. Это необходимо учитывать при формировании внутреннего законодательства и реализации экологической и технологической политики. К сожалению, программа модернизации ТЭС на принципах ДПМ показала, что экологическим вопросам уделяется недостаточно внимания. В результате пока не видим ни повышения КПД энергоблоков, ни появления новых чистых технологий.  

Замечания и предложения от имени природоохранных организаций высказали руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров и первый заместитель председателя Центрального совета всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов. 

По итогам дискуссии принята резолюция, которая будет направлена в профильные инстанции для рекомендаций.