Очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике, состоявшееся 02.06.2020 г. было посвящено вопросу выработки мер по защите интересов потребителей электрической энергии в условиях текущего кризиса, связанного с распространением коронавируса.

Отметим сразу, что на этот раз выработать единую позицию участникам дискуссии не удалось. Тем не менее, диалог позволил ещё раз детально обсудить ключевые проблемы и продумать шаги для дальнейшего их решения.

Свою оценку ситуации и предложения по поддержке бизнеса, пострадавшего из-за коронакризиса, выразили представители профильных министерств и ведомств, промышленных, энергетических и энергосбытовых компаний, профессиональных союзов и организаций.

Информационное сопровождение осуществлял журнал «Вести в электроэнергетике».

Члены Комиссии РСПП отметили, что коронакризис негативно повлиял на промышленный и энергетический бизнес. Падение спроса с одновременным ростом цены на мощность, снижение платежей за потреблённую энергию, перекрёстное и территориального субсидирование на рынке электрической энергии и мощности стали основными признаком времени.

Сравнительную характеристику с платежами за 3 месяца самоизоляции в 2020-м и аналогичный период 2019 г. дал председатель Центра финансовых расчётов (ЦФР) Сергей Лукин. Он подчеркнул, что, несмотря на кризис, в этом году крупный и мелкомоторный бизнес рассчитались за электроэнергию лучше, чем в прошлом. А вот население и группа ЖКХ проявили себя значительно хуже, хотя после провальных марта и апреля в мае платежи почти вышли на приемлемый уровень.

На оптовом рынке расчёты проходили труднее, чем в прошлом году. При этом ожидания по опту были хуже, чем оказалось в реальности: тревожных изменений пока не наблюдается. На розничных рынках больших изменений тоже пока нет.

В период самоизоляции и приостановки работы предприятий упал спрос на электроэнергию. Рынок отреагировал на него снижением цены – прежде всего в сегменте РСВ, где стоимость сократилась на 14–16%. Однако снижение цены на РСВ не смогло перебить роста цены на мощность. Этот факт стал одним из самых обсуждаемых на заседании.

В период ограничений, связанных с пандемией, потребление мощности по ЕЭС упало на 10–14 ГВт (в основном за счёт падения спроса в Европейской части России и Урала), привёл данные заместитель председателя Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. При этом цена на мощность на оптовом рынке выросла. «Текущие правила расчётов на энергорынке таковы, что в отличие от оплаты электроэнергии, размер которой рассчитывается пропорционально объёму потребления, размер платежа за мощность электростанций не зависит от уровня их загрузки. Даже если простаивает, генерирующая компания всё равно получает полный платёж за мощность этой электростанции. Поскольку при снижении объёма пикового потребления плановый объём денег распределяется на меньший объём потребления, цена мощности электростанций растёт», – пояснил В. Дзюбенко.

Отмена коронавирусных ограничений не привела к быстрому восстановлению энергопотребления в регионах.

В период ограничений наиболее «просели» отрасли, производящие инвестиционные продукты – машиностроение, автомобилестроение, станкостроение, ряд других. Значительное уменьшение энергопотребления фиксируется в энергодобывающих отраслях, нефтехимии, металлургии.

В связи с ситуацией, обострившейся в условиях коронакризиса, потребители энергии предложили реализовать ряд мер для защиты интересов крупных потребителей: привести платежи за мощность в соответствие с реальным потреблением и уменьшить платежи на строительство и обновление электростанций минимум на 50%; ввести мораторий на любые регуляторные изменения, связанные с повышением цены на электроэнергию; произвести пересчёт прогноза конечной цены на электроэнергию до 2030 г. в сравнении с инфляцией; вернуться к выполнению поручения вице-президента правительства РФ Юрия Борисова, курирующего ТЭК и промышленность, по снижению стоимостной нагрузки на потребителей; ввести временный мораторий на индексацию цен на газ для промышленных предприятий; в связи с изменением уровня спроса отодвинуть долгосрочные сроки проведения КОМ на 2026 г.; с учётом сложившейся ситуации в промышленном секторе временно сохранить послабления в расчётах предприятий за электропотребление.

Председатель правления Ассоциации Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая усомнилась в возможности снижения платежей за мощность на 50%, как предлагает СПЭ. А также высказалась против поблажек в части снижения финансовой дисциплины при расчётах за электроэнергию, особенно с учётом того, что кассовые разрывы и без того растут.

Она также не согласилась с выводами ЦФР, подчеркнув, что видимое благополучие на розничных рынках объясняется прошлыми платежами на фоне сегодняшнего падения полезного отпуска электроэнергии. Нынешние же провалы в расчётах «аукнутся» осенью, когда начнётся цикл роста полезного отпуска.

Для оценки реального эффекта коронавируса на платежеспособность потребителей Н. Невмержицкая попросила ЦФР провести факторный анализ с вычленением фактора, связанного со снижением стоимостной базы, разделив при этом гарантирующих поставщиков и энергосбытовые компании. Это позволит более объективно оценить риски от коронавируса и правильнее выстраивать дальнейшие действия по их преодолению.

Директор по работе с естественными монополиями ОК РУСАЛ Максим Балашов, в свою очередь, поделился озабоченностью по поводу рассмотрения правительством РФ вопроса о включении в тариф на передачу электроэнергии затрат энергокомпаний на консолидацию сетей, а также программы цифровизации, стоимость которой оценивается в 1,3 трлн руб. Это приведёт к существенному росту сетевых тарифов и перекрёестного субсидирования. Представитель Русала предложил заморозить тарифы на электропередачу на 3 года.

Он поддержал предложение Сообщества потребителей энергии о выделении бюджетных средств на погашение перекрёстного субсидирования – как межтерриториального, так и для населения.

Позицию Министерства энергетики в отношении защиты интересов потребителей электроэнергии донёс до присутствующих директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Павел Сниккарс.

Он заявил, что нельзя помогать одной рыночной отрасли за счёт ухудшения ситуации в другой. Нельзя менять правила по ДПМ, т.к. в соответствии с ними генераторы выполняют свои инвестиционные обязательства и выплачивают кредиты банкам.

Странными выглядят предложения от потребителей заморозить цены на передачу электроэнергии на три года. В таком случае энергетики имеют право на встречное предложение: заморозить цены на ту промышленную продукцию, которую потребляет электроэнергетическая отрасль для своих нужд.

Готовы ли к этому потребители электроэнергии?

Что касается предложений по снижению объёмов инвестиций в электроэнергетике, то это противоречит государственной программе по выходу из кризиса. Другое дело, – надо уходить от неэффективных инвестиций.

Представитель Минэнерго РФ посоветовал потребителям детализировать предложения, представленные на комиссии РСПП для их дальнейшей проработки на профильных площадках.

У потребителей есть проблемы, – согласился зам. председателя комитета по энергетике Государственной Думы Валерий Селезнев. Но не все из предлагаемых ими мер подходят для их решения. Например, нельзя согласиться с переносом сроков проведения КОМ без уточнения прогноза социально-экономического развития страны. В противном случае этот перенос и, как следствие, введение новых энергоблоков может негативно сказаться на темпах развития отечественной экономики.

Нет возможности и «сглаживать» величину ДПМ за счёт продления сроков ДПМ с 20 до 40–50 лет. Тогда инвестиционный период вводимых электростанций должен составлять не менее 50 лет, на что не пойдёт ни один инвестор.

Недопустим также перенос надбавок и субсидий с оптового рынка на бюджетное финансирование.

Нельзя оптимизировать расходы электросетевых организаций, направляемые на обновление и модернизацию сетей, иначе останемся без надёжного энергоснабжения.

И уж совсем экзотичным является предложение ввести мораторий на оплату потребителями энергоресурсов. Таким подходом можно подорвать рынок.

В целом по каждому вопросу нужно искать консенсус, вырабатывать взаимоприемлемые решения.

От сообщества производителей энергии выступил директор Ассоциации «Сообщество производителей энергии» Дмитрий Вологжанин. Он напомнил, что оплата за мощность – это инвестиционная составляющая для генерации. Если её сократить, – возникнет риск с реализацией ремонтных программ и стабильным прохождением ОЗП.

Что касается инвестиционных циклов, то важно напомнить, что программы КОМ и КОММод являются главными инвестиционными драйверами в стране и имеют большой кумулятивный эффект. Решать проблемы промышленных потребителей нужно не за счёт ущемления интересов электроэнергетической отрасли, а за счёт адресной поддержки промышленных предприятий, которую правительство РФ готово оказывать.

Если же реализовать все прозвучавшие предложения, то можно перечеркнуть все правила энергетического рынка, в результате чего отрасль полностью потеряет свою инвестиционную привлекательность.

Директор по энергорынкам ООО «Газпром энергохолдинг» Михаил Булыгин добавил, что рост инвестиционных программ в энергетике ведёт к росту в других отраслях. Если электроэнергетика откажется от ряда своих инвестпрограмм, как советуют потребители электроэнергии, то не сможет удовлетворить спрос на энергию тех же промышленников.

Разные позиции по применению мер поддержки промышленности высказали член правления ПАО «Интер РАО» Александра Панина и директор по экологии и энергоэффективности Московский филиал УК Группа ГАЗ Елена Князева.

Член Совета директоров АО «СУЭК» Владимир Рашевский начал с того, что спор между производителями и потребителями энергии напоминает ему День сурка: всё одно и то же, только кризисы меняются. Он напомнил, что цены на электроэнергию в России являются самыми низкими по сравнению с развитыми странами. Плюс в последние 10 лет они растут намного ниже инфляции. Цена на электроэнергию является нашим конкурентным преимуществом.

Он также акцентировал внимание на том, что доля электроэнергии в себестоимости промышленности очень небольшая – порядка 5%. Есть отрасли, такие как, например, алюминиевая, где она выше, но, как правило, там широко используется собственная генерация.

В. Рашевский подчеркнул, что ряд требований со стороны потребителей нельзя назвать обоснованными. Они связаны с непредсказуемыми изменениями правил на рынке, чего допускать нельзя.

Подводя итоги заседания, председатель Комиссии РСПП по электроэнергетике Григорий Березкин сообщил, что позиции участников заседания должны быть чётко сформулированы и направлены в адрес Комиссии в виде предложений. После их анализа Комиссией будет предложено либо направить согласованную всеми позицию по рассматриваемой теме в правительство РФ, либо вынести вопрос на Бюро Правления РСПП, чтобы там сформировать окончательную позицию РСПП.